Проблемы контроля за детьми требования запреты

Цель воспитания — управление процессом социализации (овладения общественным опытом, правилами, нормами и ценностями) ребенка. При этом могут возникнуть проблемы контроля за детьми. Контроль выступает как целенаправленное руководство жизнью ребенка, включая требования и запреты.

Проблемы контроля за детьми — суть вопроса

Суть проблемы контроля за детьми заключается в родительском определении цели и ценности воспитания, оценок и санкций, презентации (показа) их ребенку, метода и формы контроля за выполнения ребенком требований и запретов.
Есть, также и другая сторона проблемы контроля за детьми — это, когда провозглашается равенство ребенка и родителя в воспитательном процессе. Ребенок, как и родитель является активным субъектом воспитания, детско-родительские отношения приобретают личностно-ориентированный, диалогический характер. В таком случае, в будущем, активность ребенка возрастает и уже в подростковом возрасте можно наблюдать переход подростка к самовоспитанию.

Нет смысла думать об ограничении свободы ребенка в связи с проблемой контроля за детьми, т.к. личная свобода невозможна без признания прав на свободу за другими. Потому, для обеспечения свободы необходима дисциплина, определенные ограничения и ответственность за их исполнение.

В проблему контроля за детьми входят требования и запреты, контроль за их исполнением, так же входят санкции наказания и поощрения и конечно родительский мониторинг.

Проблемы контроля за детьми: Требования и запреты

В реальном воспитании необходимо по разному относится к декларируемым (провозглашенным) и реальным ценностям воспитания. Провозглашаются обычно одни ценности (социально одобряемые, гуманистические), а реальные ценности зачастую бывают далеки от них.
«Воспитывающая среда», другими словами,тот дух, который главенствует в семье и выражает принятые в ней ценности, нормы и правила главным образом влияет на проблему контроля за детьми.

Догматическая среда, с определившимися традициями и авторитетами, делает ребенка пассивным, исполнительным, с отсутствием инициативы и творчества.

В идейной среде, где уважается человеческая мысль, ребенок развивается активным, творческим.

Потребительская среда лишает личность самостоятельной ценности.
Среда внешнего лоска и карьеры формирует в ребенке тщеславие, жадность, враждебность к окружающим.

Поэтому, самое важное в проблеме контроля за детьми при использовании требований и запретов, не провозглашенные ценности, а реальные, которые существуют в конкретной семье.

Каждому родителю хочется вырастить «хорошего» ребенка, но зачастую под «хорошим» подразумевается «удобный» ребенок (послушный и исполнительный). Хотя, в реалии, вряд ли какой-либо родитель хотел бы видеть в своем ребенке робота-исполнителя. Однако, такие личностные качества как смелость, творчество, целеустремленность и настойчивость, которые родители хотят видеть в ребенке, в реальной жизни могут быть «неудобны» родителям, т.к. они приносят лишние хлопоты и волнения, — в этом заключается противоречие в проблеме контроля за детьми.

Требования и запреты для устранения проблемы контроля за детьми

Являются очень важными и необходимыми моментами воспитания, в них представлены правила социально-желаемого поведения и деятельности ребенка; также они развивают саморегуляцию и самодисциплину.

Требования — конкретизируют позитивные ожидания (делай, что надо), а запреты — негативное (не делай, что нельзя).
Требования задают положительный образец поступков и качеств, тогда как запреты, наоборот, ограничивают активность, делают ребенка зависимым и безынициативным, приводят к развитию мотивации избегания неудач, вместо того чтобы формировать у ребенка мотивацию достижения.

Важно, что бы запреты в воспитании были сведены к минимуму. Хотя, запреты касающиеся здоровья ребенка, физической и личностной безопасности окружающих, а также сохранности материальных, культурных и др. ценностей — являются неотъемлемыми.

Таким образом все запреты могут быт сведены к группам указанным выше.

Требования должны соответствовать возрасту и индивидуальным особенностям ребенка.

Соотнесение требований и запретов уточняет характер проблемы контроля за детьми в воспитательном процессе.
Когда преобладают запреты, то это ограничительный тип контроля, а когда преобладают требования, то это формирующий тип контроля.

Для того, чтобы требования и запреты были поняты и приняты ребенком, и конечно же выполнялись, необходимо предъявлять их в императивной (без апелляционной, не допускающей выбора) форме, они должны быть обязательны для всех, не должно быть «двойного стандарта» и «двойной морали».

Требования и запреты должны быть в безличной форме (избегать ты-высказываний, приказов, команд, формулировок оскорбляющих и унижающих достоинство ребенка, а также неуважение к его личности).

Требования и запреты должны быть предъявлены в вербальной (словесной) форме, ясной и понятной ребенку. Нужно аргументировать необходимость требований и запретов указывая на последствия и результаты поступков ребенка. Предъявление требований и запретов должно происходить еще до нарушения правил, не дожидаясь факта нарушения.
Проще предупреждать болезнь, чем лечить ее.

В случае, когда ребенок явно намеревается нарушить запрет, родителю необходимо:
1) активно, эмпатически (с сочувствием) слушать,словесно выразить чувства, желания и потребности ребенка, это необходимо для взаимопонимания и диалога;
необходимо дать ребенку обратную связь,о том, что Вы знаете о его чувствах и желаниях, понимаете и признаете их; признание чувств и желаний ребенка, как уважения к его личности способствует укреплению доверия и сотрудничеству с родителями;

2) введение запрета в ясной, понятной для ребенка форме,без перехода на личность;

3) можно предложить альтернативу запрещению; этот шаг, своего рода обучение ребенка эффективному способу разрешения конфликтных ситуаций, где нет «победителей» и нет «побежденных».

Как правило, для большинства детей дошкольного и младшего школьного возраста особую значимость имеет общение и сотрудничество со взрослыми, поэтому, предложение родителя о совместной деятельности обычно принимается ребенком на «ура».

Когда, же запрет фактически нарушен, то родитель должен:
1) немедленно блокировать неправильное поведение (можно в игровой форме);

2) обеспечить ребенку эмоциональное отреагирование (плач, уединение, крик и т.п.), что также может быть действенным или игровым;

3) далее стандартные приемы описанные выше.

Запрет, предъявляемый в момент его нарушения, ни в коем случае не должен дискутироваться и аргументироваться (разъяснятся).
Очень важно: требования и запреты не должны противоречить друг другу.

Так как во многих семьях в воспитании принимают участие несколько человек (отец, мать, бабушка, и т.д.), то крайне желательно, чтобы была согласованна позиция всех воспитателей относительно количества и содержания требований и запретов.

Помощь психоаналитика: Консультация, Вопросы

Читайте также:

Родительские наказания и поощрения

Как родителям воспитать подростка

В разделе диагностика и тестирование Вы найдете тесты для детей и подростков.

Много полезной психологической информации В СОДЕРЖАНИИ:

Введите свой вопрос!

Похожее ...