Психодиагностика детского рисунка: Несуществующее животное

На этой странице психодиагностики детского рисунка: «Несуществующее животное», Вы, уважаемые посетители кабинета психолога-психоаналитика Олега Матвеева, определите склонность к вербальной (словесной) агрессии ребенка.

Определяем склонность к вербальной агрессии ребенка по рисунку несуществующего животного

СКЛОННОСТЬ К ВЕРБАЛЬНОЙ АГРЕССИИ РЕБЕНКА
В рисунке несуществующего животного склонность к вербальной агрессии, как и в рисунке человека, выражается в подчеркивании зубов.
Скрытая вербальная агрессия
Как и общая агрессивность, она может скрываться при изображении просто несуществующего животного, проявляясь лишь в рисунке злого и страшного животного. Так, семнадцатилетняя Лена Ф. по стандартной инструкции изобразила животное под названием весельчак (рис. 94).

О своем животном она написала следующее: «Веселое, доброе, симпатичное животное. Об этом говорит его имя. Живет в стране смеха. В этой стране нельзя грустить, плакать. Весельчак помогает всем веселиться, придумывает разные смешные игры, занятия, истории».

В рисунке проявилась тревожность (штриховка, особо большие уши); возможны страхи (большие зачерненные глаза). В рассказе, как можно полагать, выражена установка самой девочки на то, чтобы не позволять себе грустить («в этой стране нельзя грустить»).

Видимо, она, подобно своему персонажу, обычно старается отвлечь себя от свойственных ей отрицательных переживаний. Ни в рисунке, ни в рассказе не присутствует агрессивная тематика.
Злое и страшное несуществующее животное
В изображении злого и страшного несуществующего животного символика физической агрессии представлена очень умеренно: это когти, нарисованные с сильным нажимом (рис. 95). Однако в нем ярко выражена символика вербальной агрессии: огромный рот с подчеркнутыми (заштрихованными) зубами.

Рассказ звучит следующим образом: «Страшила живет в стране страха. Очень вредный, очень любит врать, сторонится всех, а по ночам в полнолуние любит всех пугать, это его любимое занятие».

Утверждение о том, что «страшила» любит всех пугать, так же как и общий вид рисунка, говорит о склонности к вербальной агрессии.


Далее. Боязнь агрессии и защитная агрессия ребенка в рисунке несуществующего животного.