Межличностный конфликт: способы разрешения — процедура медиации (привлечение посредника)

Практически все знают на своем опыте, что такое межличностный конфликт, но мало кто знает все способы разрешения конфликтов в семье (с родителями и детьми, с мужем или женой, со старшим поколением), в школе, на работе (с начальством, подчиненными, коллегами), в социуме, в коллективе, в бизнесе (с партнерами)…

Не стоит забывать и про самый распространенный, внутриличностный конфликт, т.е. когда у человека внутри идет противостояние желаний, интересов, стереотипов и возможностей — этот конфликт между разными «Я» человека приводит к психологическим расстройствам. И в данном контексте, процедура медиации — это помощь психолога, который здесь и является посредником на пути решения конфликта.

Межличностный конфликт
Сегодня, на сайте Психоаналитик-Матвеев.РФ, вы узнаете какие бывают межличностные конфликты, сможете прочитать основные способы разрешения конфликтов, пройти тесты на конфликтность и агрессивность, а главное — вы поймете что такое процедура медиации — привлечение посредника для решения спора и конфликта любой сложности, как в близких, любовных и семейных отношениях, так и в социальных — на работе, в коллективе, в бизнесе…

Конфликты в межличностных отношениях

Давайте рассмотрим в кратце, какие бывают конфликты в межличностных отношениях.

Общие типы конфликтов:

  1. Внутриличностный (когда конфликтуют внутренние интересы, желания, возможности и необходимости между собой в голове человека)
  2. Межличностный (конфликт одного человека с другим, из-за разницы интересов, взглядов, целей…)
  3. Между личностью и группой (непринятие отдельным человеком устоев и правил отдельной социальной группы,
    и наоборот — группа не принимает позиции отдельного своего члена)
  4. Межгрупповой (конфликты между сообществами, нациями, этносами, конфессиями, расами, политическими партиями, государствами и т.п.)
  5. Конфликт с внешней средой, с миром (с нормами культуры, общества, законами, порядками, традициями и т.д.)

Пять стратегий поведения в межличностном конфликте:

  1. Приспособление (одна сторона во всём соглашается с другой, но имеет своё мнение, которое боится высказывать)
  2. Избегание (уход от конфликтной ситуации)
  3. Компромисс (приемлемое для обеих сторон решение, за счет взаимных уступок)
  4. Соперничество (активное противостояние другой стороне, вплоть до агрессии)
  5. Сотрудничество (обсуждение и реализация взаимовыгодного решения, типа «Не ты против меня, а мы вместе против проблемы»)

Процедура медиации, как способы разрешения конфликтов

Что же такое и как происходит процедура медиации, как способа разрешения конфликтов — рассмотрим подробнее:


Медиация — это очень эффективный способ решения конфликта, урегулирования споров, при привлечении третьей независимой, нейтральной, беспристрастной и незаинтересованной в конкретном споре стороны — посредника (медиатора).

В качестве медиатора может быть любое физическое лицо, являющееся неким авторитетом для конфликтующих сторон, в силу своей профессии, опыта, знаний (например, психолог, адвокат, врач…, эксперт в какой-либо области).

В области правоотношений граждан, процедура медиации регламентируется Федеральным Законом от 27.07.2010г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедура медиации)», вступившим в силу с 1.01.2011г.

Это вместо долгосрочной и выматывающей процедуры судебного разбирательства по искам сторон.

В области оказания психологической помощи (психологии отношений) роль медиатора (посредника) в урегулировании межличностных конфликтов (в семье, на работе, в обществе) играет психолог, психотерапевт или психоаналитик, так же специалист с психологическим образованием помогает решить внутриличностный конфликт, выступая в качестве арбитра, («Рационального Я») в конфликте между желанием («Эмоциональное Я», живущее по принципу — хочу, не хочу) и предвзятыми убеждениями («Стереотипное Я», живущее по принципу — надо, должен, нельзя) клиента.

Конечная цель процедуры медиации — и в той и другой областях — помочь людям придти к сотрудничеству или компромиссу, тем самым урегулировав конфликтную ситуацию.

То же и при внутриличностном конфликте — дисгармонии души — цель психолога создать условия для душевной гармонии, чтобы все Эго-состояния человека существовали в сотрудничестве друг с другом, т.к. конфликт между ними приводит человека к нервно-психическим расстройствам, депрессиям, фобиям, неврозам и психозам — что в общем грозит нарушением отношений и взаимодействий людей и межличностными конфликтам.

Чем полезен в разрешении конфликтов посредник (медиатор)

Итак, чем же полезен в разрешении конфликтов посредник, привлеченный со стороны?
Т.к. сам конфликт по своей сути — столкновение различных интересов, взглядов, точек зрения…, и противостояние, противоборство двух сторон, каждая из которых хочет доказать свою правоту, то привлечение стороннего медиатора и сама процедура медиации является самым продуктивным способом решения споров и разрешения конфликтов.

Медиатор (привлеченный посредник) — лицо не заинтересованное в победе одной из сторон — для него обе стороны равны, и его цель — проведя диалог, и являясь как бы независимым арбитром, привести конфликтующие стороны к сотрудничеству (на худой конец — к компромиссу) — вот чем полезен в разрешении конфликтов посредник (медиатор).


Медиация онлайн: Помощь семейного психолога в разрешении конфликтов, споров с мужем или женой, с родителями и детьми, с тещей и свекровью — решение внутриличностных конфликтов

Другие статьи про конфликты и их решение:

Тесты на конфликты и сотрудничество:

Close