Психология общения с людьми
Человек — существо общественное (социальное) и без общения с другими людьми жить не может.
Но зачастую люди не умеют правильно общаться и выстраивать межличностные отношения, будь то в деловом, социальном, семейном или личном общении.
Чтобы научиться правильно и гармонично выстраивать свои взаимоотношения, вам понадобится понять, что такое «Психология общения с людьми».
Общение и его функции
Психология общения с людьми имеет различные функции, типы и виды: прямое и косвенное общение, непосредственное и опосредованное.
Непосредственное общение: — это естественный (не через соцсети) контакт лицом к лицу с помощью вербального (речевого) и невербального (мимика, позы, жесты) , пространственного (расстояние, приближение-удаление, повороты «к» и «от»), временные (раньше-позже) взаимодействия.
Психология общения с другими людьми подразумевает умение «читать» невербальную информацию с собеседника (темп речи, громкость, частота дыхания, тональность, окраска голоса, выражение глаз, положение тела, рук, ног и т.д.), все то, что человек при общении не может контролировать.
Умея считывать невербальную информацию, вы сможете лучше понять собеседника при общении с ним и правильно выстроить взаимоотношения.
Опосредованное общение с людьми — это контакт и взаимодействие через технические и другие средства: телефон, мессенджеры, социальные сети, почта и т.п.
Психология такого общения с людьми исключает полный психологический контакт, что приводит к неполноценному взаимодействию и неправильному выстраиванию взаимоотношений.
Чтобы удовлетворить природную человеческую потребность в общении и правильно выстраивать отношения, деловые или личные, необходимо как можно больше прямого контакта, т.е. непосредственного общения, и как можно меньше опосредованного.
Типы общения с людьми
- Общение на уровне социальных ролей: учитель-ученик, начальник-подчиненный, родитель-ребенок, продавец-покупатель и т.п.
- Межличностное общение: участие двух конкретных личностей, обладающих уникальными качествами (муж и жена, партнеры по бизнесу и т.п.)
- Деловое общение (в этом виде коммуникаций всегда есть цель, в отличие, например, от светского общения)
- Правило необходимости и достаточности информации (типа «Говори не больше и не меньше, чем нужно в данный момент)
- Качество информации
- Соответствие информации (не уходи от темы)
- Правило стиля (выражайся ясно)
- Коммуникативный этикет
Если «светское» межличностное общение основано на «кодексе» вежливости, то деловое — кооперативности.
Правила делового общения:
Психология общения с людьми имеет пять функций:
- Связующая роль — важнейшее условие объединения людей в процессе любой деятельности;
- Формирующая роль — общение выступает как важнейшее условие формирования и изменения облика человека;
- Подтверждающая функция (возможность как бы подтвердить себя, утвердиться в том, что я есть.
Частое неподтверждение человека — «Тебя здесь нет, Ты не существуешь» может спровоцировать шизофрению) - Организация и поддержание эмоционального контакта
- Внутриличностная — общение человека с самим собой
Виды общения с людьми
В психологии общения с людьми существует три вида: императив, манипуляция и диалог.
Императивное общение — это авторитарная, директивная форма воздействия на собеседника с целью управления им.
Приказы и запреты не завуалированы, даются прямым, открытым текстом (речью).
Императив уместен только в армии и в общении начальника с подчиненным, в экстремальных ситуациях.
Императивное общение неуместно, и даже вредно и противопоказано в любовных, дружеских, супружеских и детско-родительских отношениях.
Манипулятивное общение
Манипуляции направлены на достижение своих скрытых целей в общении. Они, как правило, завуалированы и партнер по общению может вовсе не догадываться, что им манипулируют.
(Манипуляция людьми — тест на макиавеллизм)
Диалоговое общение
Если императивное и манипулятивное общения являются монологами — человек как бы общается сам с собой, воздействуя на другого для достижения только своих целей, то диалоговое общение направлено на собеседника.
Диалог возможен в случае выполнения следующих правил:
- Психологический настрой на актуальное состояние собеседника и на свое психологическое состояние;
- Безоценочное восприятие партнера, априорное доверие к его намерениям;
- Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и решение;
- Персонификация общения — разговор от своего имени, без ссылки на авторитеты, презентация своих истинных чувств и желаний
Внутренняя структура в психологии общения с людьми
В структуре самого общения можно выделить три взаимосвязанные стороны: коммуникативная, перцептивная и интерактивная.
- Коммуникативная сторона психологии общения с людьми — обмен информацией, передача и прием знаний, идей, мнений, чувств.
- Перцептивная — процесс воспитания и познания людьми друг друга с последующим установлением межличностных отношений.
- Интерактивная — организация межличностного взаимодействия.
Восприятие человека человеком
Психология общения с людьми рассматривает восприятие одного индивида другим для познания и прогнозирования поведения и поступков партнера по общению и взаимодействию.
Существует три основные схемы формирования первого впечатления о человеке при восприятии его, каждая из них запускается определенным фактором:
- Фактор превосходства (срабатывает при неравенстве партнеров, т.е. когда один человек ощущает превосходство партнера в чем-либо. Если он превосходит индивида по одному важному параметру, то он автоматически воспринимает его выше и по другим параметрам).
- Фактор привлекательности партнера (партнер по общению воспринимается как чрезвычайно привлекательный внешне. Здесь может появится ошибка восприятия его и по внутренним качествам (ум, доброта, уверенность в себе и т.п.)
- Фактор отношения к наблюдателю (ко мне) Если партнер ко мне хорошо относится, то я могу автоматом ошибочно положительно оценить его и по другим показателям
Фазы делового общения
К деловому общению нужно заранее подготовиться, настроиться, спланировать его, правильно выбрать место и время, определить для себя установки на результаты общения.
- Первая фаза психологии общения с людьми — вхождение в контакт (важна самонастройка, прочувствование настройки партнера, его состояния, чтобы потом расположить его к себе, установление психологического контакта
- Вторая — фаза концентрации внимания на чем-то, какой-то проблеме, задаче, теме. Затем — мотивационный зондаж, цель которого понять мотивы и интересы партнера.
- Третья — фаза аргументации и убеждения.
- Четвертая — фаза фиксации результата. Надо всегда завершать общение так, чтобы была перспектива продолжения.
Средства общения
В психологии общения с людьми есть два средства коммуникации: вербальное (речевое) и невербальное (мимика, позы, жесты, тон и темп голоса, интонация, выражение глаз, вздохи, смех и т.д.)
Конечно, мы все общаемся посредство речи (вербально), но не все знают, что более 70% информации мы передаем и воспринимаем невербально (обычно неосознанно).
Несложно обучиться читать язык тела, нужно только захотеть.
Что же касается психологии делового общения с людьми посредством речи, то есть некоторые основные правила, чтобы речь была более красивой и убедительной:
- речь должна быть четкой, тон — уверенным;
- необходимо интонационно усиливать, выделять важные слова и подчинять им неважные;
- смена темпа речи придаст ей выразительность;
- до и после важных мыслей необходимо сделать паузу
Самое трудное — это начало беседы или выступления. Концовка — самый запоминающийся момент.
Возможно вам будет интересно…
- Психология отношений между людьми
- Как найти общий язык с людьми
- Как научиться читать мысли людей
- Психология убеждения людей
- Как стать хорошим собеседником