Психология общения с людьми

Человек — существо общественное (социальное) и без общения с другими людьми жить не может.

Но зачастую люди не умеют правильно общаться и выстраивать межличностные отношения, будь то в деловом, социальном, семейном или личном общении.

Чтобы научиться правильно и гармонично выстраивать свои взаимоотношения, вам понадобится понять, что такое «Психология общения с людьми».

Общение и его функции


Психология общения с людьми имеет различные функции, типы и виды: прямое и косвенное общение, непосредственное и опосредованное.

Непосредственное общение: — это естественный (не через соцсети) контакт лицом к лицу с помощью вербального (речевого) и невербального (мимика, позы, жесты) , пространственного (расстояние, приближение-удаление, повороты «к» и «от»), временные (раньше-позже) взаимодействия.

Психология общения с другими людьми подразумевает умение «читать» невербальную информацию с собеседника (темп речи, громкость, частота дыхания, тональность, окраска голоса, выражение глаз, положение тела, рук, ног и т.д.), все то, что человек при общении не может контролировать.

Умея считывать невербальную информацию, вы сможете лучше понять собеседника при общении с ним и правильно выстроить взаимоотношения.

Опосредованное общение с людьми — это контакт и взаимодействие через технические и другие средства: телефон, мессенджеры, социальные сети, почта и т.п.

Психология такого общения с людьми исключает полный психологический контакт, что приводит к неполноценному взаимодействию и неправильному выстраиванию взаимоотношений.

Чтобы удовлетворить природную человеческую потребность в общении и правильно выстраивать отношения, деловые или личные, необходимо как можно больше прямого контакта, т.е. непосредственного общения, и как можно меньше опосредованного.

Типы общения с людьми

  • Общение на уровне социальных ролей: учитель-ученик, начальник-подчиненный, родитель-ребенок, продавец-покупатель и т.п.
  • Межличностное общение: участие двух конкретных личностей, обладающих уникальными качествами (муж и жена, партнеры по бизнесу и т.п.)
  • Деловое общение (в этом виде коммуникаций всегда есть цель, в отличие, например, от светского общения)
  • Если «светское» межличностное общение основано на «кодексе» вежливости, то деловое — кооперативности.

    Правила делового общения:

    1. Правило необходимости и достаточности информации (типа «Говори не больше и не меньше, чем нужно в данный момент)
    2. Качество информации
    3. Соответствие информации (не уходи от темы)
    4. Правило стиля (выражайся ясно)
    5. Коммуникативный этикет

Психология общения с людьми имеет пять функций:

  1. Связующая роль — важнейшее условие объединения людей в процессе любой деятельности;
  2. Формирующая роль — общение выступает как важнейшее условие формирования и изменения облика человека;
  3. Подтверждающая функция (возможность как бы подтвердить себя, утвердиться в том, что я есть.
    Частое неподтверждение человека — «Тебя здесь нет, Ты не существуешь» может спровоцировать шизофрению)
  4. Организация и поддержание эмоционального контакта
  5. Внутриличностная — общение человека с самим собой

Виды общения с людьми


В психологии общения с людьми существует три вида: императив, манипуляция и диалог.

Императивное общение — это авторитарная, директивная форма воздействия на собеседника с целью управления им.

Приказы и запреты не завуалированы, даются прямым, открытым текстом (речью).

Императив уместен только в армии и в общении начальника с подчиненным, в экстремальных ситуациях.

Императивное общение неуместно, и даже вредно и противопоказано в любовных, дружеских, супружеских и детско-родительских отношениях.

Манипулятивное общение
Манипуляции направлены на достижение своих скрытых целей в общении. Они, как правило, завуалированы и партнер по общению может вовсе не догадываться, что им манипулируют.

(Манипуляция людьми — тест на макиавеллизм)

Диалоговое общение
Если императивное и манипулятивное общения являются монологами — человек как бы общается сам с собой, воздействуя на другого для достижения только своих целей, то диалоговое общение направлено на собеседника.

Диалог возможен в случае выполнения следующих правил:

  1. Психологический настрой на актуальное состояние собеседника и на свое психологическое состояние;
  2. Безоценочное восприятие партнера, априорное доверие к его намерениям;
  3. Восприятие партнера как равного, имеющего право на собственное мнение и решение;
  4. Персонификация общения — разговор от своего имени, без ссылки на авторитеты, презентация своих истинных чувств и желаний

Внутренняя структура в психологии общения с людьми
В структуре самого общения можно выделить три взаимосвязанные стороны: коммуникативная, перцептивная и интерактивная.

  • Коммуникативная сторона психологии общения с людьми — обмен информацией, передача и прием знаний, идей, мнений, чувств.
  • Перцептивная — процесс воспитания и познания людьми друг друга с последующим установлением межличностных отношений.
  • Интерактивная — организация межличностного взаимодействия.

Восприятие человека человеком


Психология общения с людьми рассматривает восприятие одного индивида другим для познания и прогнозирования поведения и поступков партнера по общению и взаимодействию.

Существует три основные схемы формирования первого впечатления о человеке при восприятии его, каждая из них запускается определенным фактором:

  1. Фактор превосходства (срабатывает при неравенстве партнеров, т.е. когда один человек ощущает превосходство партнера в чем-либо. Если он превосходит индивида по одному важному параметру, то он автоматически воспринимает его выше и по другим параметрам).
  2. Фактор привлекательности партнера (партнер по общению воспринимается как чрезвычайно привлекательный внешне. Здесь может появится ошибка восприятия его и по внутренним качествам (ум, доброта, уверенность в себе и т.п.)
  3. Фактор отношения к наблюдателю (ко мне) Если партнер ко мне хорошо относится, то я могу автоматом ошибочно положительно оценить его и по другим показателям

Фазы делового общения

К деловому общению нужно заранее подготовиться, настроиться, спланировать его, правильно выбрать место и время, определить для себя установки на результаты общения.

  • Первая фаза психологии общения с людьми — вхождение в контакт (важна самонастройка, прочувствование настройки партнера, его состояния, чтобы потом расположить его к себе, установление психологического контакта
  • Вторая — фаза концентрации внимания на чем-то, какой-то проблеме, задаче, теме. Затем — мотивационный зондаж, цель которого понять мотивы и интересы партнера.
  • Третья — фаза аргументации и убеждения.
  • Четвертая — фаза фиксации результата. Надо всегда завершать общение так, чтобы была перспектива продолжения.

Средства общения

В психологии общения с людьми есть два средства коммуникации: вербальное (речевое) и невербальное (мимика, позы, жесты, тон и темп голоса, интонация, выражение глаз, вздохи, смех и т.д.)

Конечно, мы все общаемся посредство речи (вербально), но не все знают, что более 70% информации мы передаем и воспринимаем невербально (обычно неосознанно).

Несложно обучиться читать язык тела, нужно только захотеть.

Что же касается психологии делового общения с людьми посредством речи, то есть некоторые основные правила, чтобы речь была более красивой и убедительной:

  • речь должна быть четкой, тон — уверенным;
  • необходимо интонационно усиливать, выделять важные слова и подчинять им неважные;
  • смена темпа речи придаст ей выразительность;
  • до и после важных мыслей необходимо сделать паузу

Самое трудное — это начало беседы или выступления. Концовка — самый запоминающийся момент.

Возможно вам будет интересно…

Понравилась статья? Поделитесь в соцсетях!