Как подготовить ребенка к школе — психологически, эмоционально и морально

Скоро 1 сентября, день знаний и начало учебного года. Кто-то пойдет первый раз в первый класс, кто-то в следующий, кто-то в последний.

Никто из родителей не сомневается, наверное, что первый раз в школу из детсада, а тем паче после домашнего воспитания — это огромный стресс для ребенка. Особенно, если ребенок психологически не подготовлен к школе.

Сегодня, на сайте Психоаналитик-Матвеев.РФ вы узнаете, как подготовить ребенка к школе в психологическом смысле. Физически собрать ребенка в школу, думаем, вам не составит особого труда (одежда, ранец, пенал с письменными принадлежностями, и прочее, что рекомендовали на консультации в школе).

Как подготовить ребенка к школе самостоятельно ^

Родители вполне самостоятельно могут подготовить своего ребенка к школе, к обучению в первом классе среди группы других детей, особенно, если ребенок посещал дошкольное учреждение (детский сад, например) и уже имеет опыт общения в группе сверстников.

Главное, что нужно сделать родителям для подготовки ребенка к первому классу, это положительно настроиться самим родителям и ближайшему значимому окружению ребенка к тому, что он идет в школу.

6-7-ми летний ребенок по-прежнему мыслит эмоционально, наглядно и предметно-образно, в отличие от взрослых, которые мыслят словесно-логически.

Ребенок подсознательно срисовывает и впитывает в себя внешний вид, образность и эмоциональный фон родителей, а не поучающие и наставляющие слова.

В частности: с родителя противоположного пола ребенок усваивает на уровне образов и эмоций установки (кто я, что делать, кем себя ощущать). А с родителя своего пола ребенок срисовывает программу поведения. Т.е. как быть тем, кто я, как это делать, как себя вести и как себя ощущать. В данном случае в школе.

Т.е. первое — это мое содержание, установки в голове , а второе — процесс, мои действия, как я буду реализовывать эти установки…

Например, если у вас девочка, которая собралась в школу в первый класс, то папа, как противоположный пол, (или лицо его заменяющее — кстати, роль папы, если семья неполная, может играть и сама мама и бабушка, и дедушка, и дядька, старший брат и т.п.) эмоционально, наглядно и предметно-образно показывает (не рассказывает, хотя слова не исключаются как дополнение к образам) кем она должна и может быть в школе. Скажем, скромной, с самоуважением, умеющей постоять за себя, умеющей слушать учителя, хорошо себя вести, быть прилежной и выполнять задания…

А мама, соответственно, как свой пол, показывает дочке (ключевое слово — показывает, а не только рассказывает) как надо или как возможно все эти папины установки выполнять.

Возникает вопрос: как это всё реализовать? ^

  • Как уже было сказано выше, при разговорах о школе и подготовке к ней, должны быть исключительно положительные эмоции родителей. Если хоть грамм переживания в душе, негативные мысли и пугающие наставления — всё это отразится в вашем образе, на языке тела (невербально — мимика, поза, жесты, тон и тембр голоса, походка и т.п.). Что, соответственно, автоматом срисует с вас и впитает в себя ребенок. С этим и пойдет в школу.
  • Не стоит сразу напрягать ребенка, что мол школа — это очень серьезно, ты уже взрослый, на тебе больше ответственности, и тебе НАДО, ты ДОЛЖЕН и ОБЯЗАН, а вот это тебе категорически НЕЛЬЗЯ…

Запомните, или запишите — любое принуждение, требования и запреты, игра в «должноманию» — главный враг мотивации, в данном контексте — мотивации на посещение школы и получение знаний.

Ребенку нужны разрешения что-то делать (т.е. непринужденная мотивация), а не приказы — это делать и запреты что-то не делать. Иначе включаются автоматические защиты психики: детские защиты — обычно «Негативизм» (когда ребенок делает наоборот, как бы назло); самая примитивная защита «Отрицание» (когда психика не пропускает информацию уже на уровне восприятия, таких детей часто не по делу ругают, мол «Как об стену горох» или «Тебе хоть кол на голове теши»). Или ребенок может уйти в себя.

  • Родителям важно четко осознавать, зачем они подготавливают и отправляют ребенка в школу. Вы отправляете ребенка в школу за знаниями, умениями, личностным ростом и развитием, а не за хорошими оценками.

Не подменяйте понятия. Многие родители и сами больше смотрят на оценки в дневнике и детей к этому приучают.

У нас консультировалось и консультируется множество людей, которые в школьном возрасте приносили домой одни пятерки, радуя эгоистичное самолюбие родителей, закончили школу с медалью, а университет — с красным дипломом. Но жизнь не удалась.

Лучше после школы спросить ребенка, что он нового узнал и порадоваться вместе с ним, а не какие у него сегодня оценки.

  • При подготовке ребенка к школе желательно сходить на экскурсию с будущим первоклассником в эту самую школу (желательно с родителем своего пола, или всей семьей). Погулять по ней, исследуя все помещения, которые ребенок будет посещать (от класса и спортзала, до туалета и столовой).

Ребенку желательно заранее познакомиться и пообщаться с классным руководителем, посидеть за партой, побегать по школьным коридорам и т.д.

  • Дома вы можете поиграть в ролевые игры, связанные с посещением школы, обучением и общением и взаимодействием с одноклассниками.
  • Если вы еще участвуете в укладывании ребенка спать, то вы совместно с ребенком можете придумать сказку про школу с положительным сюжетом (см. Сказкотерапия). Это лучше делать родителю противоположного пола.
  • Неплохо при подготовке ребенка к школе совместно с ним посмотреть хорошие, добрые фильмы про школу и обучение в ней (советские, например). С положительным обсуждением в процессе просмотра и обменом впечатлениями после (кинотерапия).

Словом, все наставления, установки и ваш внешний вид (образ), вместе с языком тела (невербаликой), при подготовке ребенка к школе (да и дальше, во процессе учебы), очень важно чтоб были положительные (позитивные и оптимистичные). Тогда сработает правильное, положительное «самоисполняющееся пророчество»

Как домашнего ребенка подготовить к школе ^

Домашним детям, т.е. детишкам, которые воспитывались и проходили дошкольное обучение с родителями или репетиторами дома, которые почти не общались со сверстниками, будет довольно сложно адаптироваться в школе.

Подготовке домашнего ребенка к школе нужно уделить еще больше внимания, чем детям, которые прошли детсад и много гуляли и играли со сверстниками во дворе.

Прочтите внимательней начало статьи и готовьте домашнего ребенка к школе по схожей схеме.

В зависимости от темперамента, личностных установок и характера ребенка, его психологических и эмоциональных особенностей, зачастую домашних детей обучают на дому — дистанционно и/или с репетиторами.

Обычно, в ситуациях с домашними детьми, у которых нет опыта общения и взаимодействия со сверстниками, особенно с таким ребенком, который находится в психологическом симбиозе с мамой и/или папой, необходима прямая психологическая консультация хотя бы с одним из родителей (можно онлайн).

Старшим детям и подросткам также желательно морально подготовиться к школе ^

Старшие дети, а тем более школьники-подростки, могут где-то с поддержкой родителей, а где-то самостоятельно также подготовиться к школе, к новому учебному году после длительных каникул.

Проходите психологические тесты онлайн (для детей, подростков и их родителей)

Читайте журнал психоаналитика (полезные статьи для родителей и детей-подростков)

Раздел: Всё про воспитание детей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Close