Детско-родительские отношения Дисгармоничное воспитание

Дисгармоничное воспитание возникает, когда неверно выбраны детско-родительские отношения, при малом уровне эмоционального принятия ребенка, эмоционального отвержения, отсутствия взаимопонимания.

Также, неверный выбор стиля воспитания получается при слабой сплоченности родителей, разногласии в семье в вопросах воспитания детей. Чрезвычайно отрицательно влияет на воспитании детей большая противоречивость и непоследовательность родителей по отношению к ребенку, повышенное ограничительство в различных сферах деятельности детей.

Крайне негативно влияет на личностный рост ребенка, как завышение требований к нему, так и вседозволенность. Не положительно, дисгармонично влияет на воспитание детей и неверно выбранный путь контроля и мониторинга за ребенком, как и выбор чрезмерности наказаний, или наоборот, чрезмерности поощрений.

Повышенная конфликтность в детско-родительских отношениях, недостаточность или чрезмерность удовлетворения его потребностей, также приводят к негативным, дисгармоничным последствиям в воспитании детей.

Выбрать золотую середину, гармоничность в процессе воспитания, верные детско-родительские отношения, является очень сложной, тяжело осуществимой задачей для родителей (особенно в неполных или обновленных семьях). Но, те не менее, родителям необходимо не переусердствовать (например, слишком строгий контроль над ребенком, так же не благотворно, отрицательно, влияет на детей, как и полное попустительство).

Краткое описание наиболее частых типов дисгармоничного воспитания и нарушения детско-родительских отношений

Гипопротекция в детско-родительских отношениях

характеризуется недостаточностью заботы и внимания, опеки и контроля, интереса к ребенку и удовлетворения его потребностей.
Явное эмоциональное отвержение ребенка выступает как вариант воспитания по типу Золушки. Недостаток интереса, заботы, ответственности и контроля поведения ребенка обусловлен эмоциональным отвержением ребенка и
приписыванием его личности негативных черт. Для отвержения характерно неприятие эмоциональных особенностей ребенка, его чувств и переживаний.

Родитель предпринимает попытки «улучшить» ребенка, используя для этого
жесткий контроль и санкции, навязывает ребенку определенный тип поведения как единственно правильный и возможный (В.И. Гарбузов).

Чистая гипопротекция отличается неудовлетворением потребностей ребенка и отсутствием контроля. Неудовлетворение потребностей может граничить с вариантом безнадзорности, когда не удовлетворяются даже витальные, т.е жизненно необходимые (еда, одежда, жилье), потребности.

Скрытая гипопротекция определяется низким уровнем протекции при формальной заботе о ребенке. Родитель, казалось бы, заинтересован в ребенке, но на самом деле обычно удовлетворяются лишь витальные (еда, одежда, жилье) его потребности. Нет сотрудничества, совместной деятельности, активных содержательных форм общения, нет подлинной заинтересованности и заботы о ребенке. Требования предъявляются, но контроль их выполнения не обеспечивается. Достаточно часто за скрытой гипопротекцией кроется неосознанное эмоциональное отвержение ребенка.

Перфекционизм — рационально обосновываемая гипопротекция. Например, ребенок недостоин любви и заботы, поскольку не выполняет какие-то обязательства, а потому должен быть наказан. В основе перфекционизма лежит искажение образа ребенка и эмоциональное его отвержение.

Потворствующая гипопротекция характеризуется низким уровнем принятия ребенка на фоне потворствования и вседозволенности, когда родители стремятся удовлетворить любые желания ребенка. Дети в такой семье, как правило, избалованные, но, в отличие от семьи с гиперпротекцией, лишены родительской любви. Там стараются всячески избегать общения с ребенком, откупаясь материальными благами и подарками, например, отправляют его на все лето в дорогой престижный лагерь.

Родители по отношению к ребенку ведут себя холодно и отстраненно, избегают физического контакта, стремятся оградить ребенка от установления близких связей с другими людьми, изолировать. В основе потворствующей гипопротекции
лежит чувство вины родителя из-за отсутствия подлинной любви к ребенку. Часто это переходит в другую крайность, и ребенок становится объектом агрессии, что приводит к трансформации потворствующей гипопротекции в жестокое обращение.

Компенсаторная гиперопека. В ее основе лежит гипоопека (нет подлинной заинтересованности, есть элементы эмоционального отвержения). Если в случае потворствующей гипоопеки компенсация осуществляется за счет
выполнения желаний ребенка, то здесь — за счет повышенной опеки. Ребенок постоянно в центре внимания, высок уровень тревожности родителей в связи со здоровьем ребенка или страх, что с ребенком что-то произойдет.

Гиперопека и детско-родительские отношения

— характеризуется чрезмерной родительской заботой, завышенным уровнем протекции. Основой гиперпротекции (сверх заботы, опеки) может стать как любовь к ребенку, так и амбивалентное (разное) к нему отношение. В некоторых случаях гиперпротекция может сочетаться с эмоциональным отвержением ребенка. Гиперопека
может быть обусловленной доминированием (превосходством) мотива эмоционального контакта с ребенком. Тогда преувеличенная забота о нем выражает острую потребность самого родителя в эмоциональных отношениях и страх одиночества. Достаточно часто причиной гиперопеки становится фобия утраты, страх потерять ребенка, тревожное ожидание возможного несчастья.

Потворствующая гиперпротекция в воспитании детей

Воспитание по типу кумира семьи: безусловное эмоциональное принятие ребенка, симбиотическая связь с ребенком. Ребенок является центром семьи, его интересы приоритетны, удовлетворение любых потребностей ребенка чрезмерно, требования, запреты, контроль и санкции отсутствуют. Наличествуют только поощрения, но, никак не связанные с реальными достижениями ребенка, они теряют свое развивающее продуктивное значение. Культ ребенка зачастую осуществляется в ущерб остальным членам семьи.

Доминирующая гиперпротекция в отношениях с ребенком

. В основе ее может лежать как эмоциональное принятие ребенка, так и его отвержение или амбивалентное (различное) отношение. Авторитаризм (диктат) родителей при данном типе воспитания, достаточно широко распространенном в нашей культуре, обусловливает чрезмерность требований, стремление контролировать и чувства, и мысли ребёнка, попытку структурировать отношения с ребенком по типу «у меня власть».

Диктат и доминантность родителя выступают в форме категоричности, директивности и безапелляционности суждений, в стремлении установить неограниченную власть над ребенком, добиться его полного и беспрекословного послушания. Одной из причин родительской доминантности (власти) является недоверие к ребенку, уверенность в том, что сам он не сможет справиться ни с одной из жизненных трудностей, что он неспособен к самостоятельным действиям и нуждается в руководстве и контроле. Доминирующая гиперпротекция характерна для воспитания детей дошкольного и младшего
школьного возраста. Достаточно часто маленького ребенка воспитывают по типу потворствования, а когда он подрастает, гиперопека становится доминирующей (главенствующей) и в подростковом возрасте сменяется гипоопекой (практически отсутствием заботы).

Компенсаторная гиперопека в воспитательном процессе

, по сути, может быть приравнена к гипоопеке с точки зрения удовлетворения потребностей ребенка в любви, принятии, содержательном сотрудничестве и кооперации. Вместе с тем родитель оберегает ребенка от воспитательных воздействий со стороны социального окружения, стремится компенсировать недостаток любви излишком подарков и материальных ценностей.

Нематеринская гиперпротекция (со стороны бабушки) обычно носит потворствующий характер, но иногда может принимать и доминирующую форму.

Смешанная гиперопека — это переход от гипер к гипоопеке, принимающей скрытые формы.

Противоречивое воспитание детей

Противоречивое воспитание ребенка может быть обусловлено реализацией разными членами
семьи одновременно различных типов воспитания или сменой образцов воспитания по мере взросления ребенка.

Противоречивость выступает как несовместимость и взаимоисключаемость воспитательных стратегий и тактик, используемых в семье в отношении одного ребенка. В некоторых случаях противоречивое воспитание принимает форму конфликтного.

Причинами противоречивого воспитания могут стать воспитательная неуверенность родителя, низкая степень его психолого-педагогической компетентности, нормативные и ненормативные кризисы семьи, например в связи с рождением в семье еще одного ребенка или разводом. Нередко противоречивость воспитания оказывается обусловлена большим количеством вовлеченных в процесс воспитания ребенка взрослых, не желающих и не умеющих рефлексировать (смотреть на себя со стороны) и согласовывать свои воспитательные подходы.

Неравномерность воспитания

может проявляться в дефиците эмоционального общения родителя с ребенком в раннем возрасте и «переизбытке» эмоционального контакта в более старшем.

Частным случаем противоречивого воспитания является так называемое «маятникообразное» воспитание, в котором запреты отменяются без должных на то причин и разъяснений и затем вновь столь же неожиданно и необоснованно восстанавливаются.

Противоречивое воспитание приводит к формированию у ребенка тревожного типа привязанности, искажению в развитии Я-концепции (понимание себя), росту личностной тревожности, неуверенности в себе и низкому самопринятию.

Воспитание по типу повышенной моральной ответственности

Отличается чрезмерностью требований, предъявляемых к ребенку. По разным причинам к ребенку предъявляются требования, не соответствующие его возрасту и индивидуальным особенностям. Этот разрыв благоприятен для рывка в личностном развитии, но если отсутствует содержательная помощь со стороны родителей, то в сочетании с жесткими санкциями такой тип воспитания может стать причиной невротизации ребенка.

Дети, воспитывающиеся в атмосфере повышенной моральной ответственности, очень обязательны, гиперсоциальны (слишком ориентированны на общество), но склонны к невротизации (психические проблемы) и соматизации (телесные проблемы) психологических проблем, к высокой тревожности.

Причинами такого варианта искажения типа семейного воспитания могут выступать: делегирование (передача); искажение когнитивного образа ребенка (приписывание больших возможностей, чем те, которыми
реально обладает ребенок); объективные условия социальной ситуации развития (отец ушел из семьи, мать зарабатывает на жизнь, на старшего ребенка ложится ответственность за младших и домашние заботы).

Гипер-социализирующее воспитание ребенка

Выражается в тревожно-мнительной концентрации родителя на социальном статусе ребенка, его успехах и достижениях, отношении к нему сверстников и месте, занимаемом в группе; на состоянии здоровья ребенка без учета реальных психофизических его особенностей, возможностях и ограничениях.

Родитель проявляет в отношениях с ребенком чрезмерную принципиальность, не учитывая его возрастно-психологических и индивидуально-личностных особенностей, во главу угла ставит принцип долга, ответственности, социальных обязанностей, норм и правил.

Для этого типа воспитания присущи шаблонность, предопределенность воспитательных схем и методов без учета реальных ситуаций взаимодействия и особенностей ребенка. В отношениях с детьми родитель обнаруживает тревожность, мнительность и неуверенность, что самым прямым образом сказывается на личностных особенностях ребенка.

Жестокое обращение с ребенком в детско-родительских отношениях

Воспитание по типу жестокого обращения (начиная от жестоких физических наказаний и заканчивая эмоциональным отвержением ребенка, недостатком тепла, любви, принятия, холодностью и дистантностью опекуна), характеризуется применением родителем самого широкого спектра наказаний при практически полном отсутствии поощрений, несоразмерностью проступка ребенка и тяжести наказания, импульсивной (не с того, ни с сего) враждебностью родителя.

Как правило, ребенок выполняет в семье роль «козла отпущения», «позора семьи». Образ ребенка искажается родителем, в соответствии с механизмами проекции и рационализации, ему приписываются всевозможные пороки и недостатки, патологическая агрессивность, лживость, испорченность, эгоизм и т.д.

Воспитание ребенка в культе болезни

Представляет собой специфический тип дисгармоничного семейного воспитания, характеризующийся навязыванием ребенку роли «больного члена семьи», созданием особой атмосферы. Отношение к ребенку как к больному, слабому, беспомощному ведет к осознанию им своей исключительности, развитию пассивности, слабости, вседозволенности, к трудностям волевого поведения, эгоизму и демонстративности. Ребенок выполняет в семье патологизирующую роль «больной член семьи».

Воспитание вне семьи

Воспитание в детских учреждениях (домах ребенка, детских домах, интернатах, у дальних родственников) особенно неблагоприятно сказывается на психическом развитии детей.

Лишение семьи в раннем возрасте приводит к необратимым или трудно корригируемым (восстанавлеваемым) нарушениям в формировании привязанности и автономии личности и базового доверия к миру.

Наиболее яркими следствиями воспитания вне семьи становятся расстройства эмоциональной сферы (страхи, тревожность, депрессия, трудности эмпатии (сочувствия)), нарушения личностного и умственного развития, высокая агрессивность, жестокость и формирование девиантного, т.е. отклоняющегося от нормы, и делинквентного, выходящего за пределы правовых норм, поведения.

Значительный интерес представляют также неадекватные типы материнского отношения к детям

1. Отношение матери к сыну по замещающему типу. Сыну приписывается роль супруга. Отношения в диаде (в паре) строятся по типу поиска поддержки, перекладывания матерью ответственности и заботы на плечи сына. Сыну навязывается роль главы семьи, необходимость заботы о матери. Это бывает как в неполной, так и в полной семье. В полной — в случае коалиции мать—сын, когда мать недовольна тем, как супруг реализует свою роль. В диаде отец-дочь отношение отца к дочери как к хозяйке дома не провоцирует искажения типа семейного воспитания. Такой вариант воспитания скорее можно рассматривать как воспитание по типу повышенной моральной ответственности, поскольку отец не претендует на исключительность внимания дочери.

2. Симбиотическая (одно целое) связь матери с ребенком, характеризующаяся гиперопекой и низкой степенью эмоциональной дифференциации (разделения). Может быть как потворствующей, так и доминирующей (главенствующей), но главная, черта симбиотической связи — родитель и ребенок в сознании матери не разделены, представляют, единое целое. Это очень плохо в подростковом возрасте, так как
симбиоз мешает подростку установить контакты со сверстниками.

3. Лишение родительской любви. Любовь родителя используется как инструмент для манипулирования ребенком, как награда, которую надо заслужить.

4. Воспитание посредством актуализации чувства вины также представляет угрозу для развития личности ребенка, поскольку может стимулировать развитие наказующего самосознания, низкой самооценки и самопринятия.

Родительское поведение в детско-родительских отношениях

Выделяют девять вариантов родительского поведения в зависимости от выраженности личностного и предметного компонента родительского отношения: строгий, объяснительный ,автономный, компромиссный, содействующий, сочувствующий, потакающий, ситуативный и зависимый родитель.

В каждом из перечисленных вариантов превалирует либо личностный (любовь, сочувствие, сопереживание ребенку), либо предметный (требования, контроль, оценка качеств ребенка) компонент родительского отношения.

Строгий родитель директивен, авторитарен, ориентирован на социальные достижения, предъявляет ребенку высокие требования, далеко не всегда согласованные с его возможностями, ограничивает инициативу и активность самого ребенка.

Объяснительный — использует в воспитании стратегию объяснений, ориентируясь на ребенка как равноправного партнера.

Автономный — поощряет самостоятельность и
независимость ребенка, предоставляя ему возможность самому находить решение проблем.

Компромиссный — в воспитании придерживается тактики
равноценного обмена. Предлагая ребенку непривлекательное задание или
поручение, он стремится «уравновесить» его наградой, учесть интересы, потребности и увлечения ребенка.

Содействующий чувствителен как к нуждам, так и к потребностям ребенка, всегда готов прийти ему на помощь, ориентирован на равноправное сотрудничество, предоставляет ребенку шанс самостоятельно справиться с проблемой там, где это возможно.

Сочувствующий — сенситивен (чувствителен) к эмоциональному состоянию ребенка и его нуждам, сочувствует ему и сопереживает. Однако реальной помощи не оказывает, конкретных действий, направленных на разрешение проблемы, не предпринимает.

Потакающий — ставит интересы ребенка выше собственных интересов и интересов семьи. Готов пожертвовать всем, лишь бы удовлетворить потребности ребенка, даже в ущерб себе.

Ситуативный — меняет свое поведение, требования, запреты, контроль и оценку ребенка в зависимости от конкретной ситуации. Система воспитания достаточно лабильна и изменчива.

Наконец, зависимый родитель не имеет своего собственного мнения в вопросах воспитания детей, привык полагаться на авторитеты. В случае неудач и трудностей в детско-родительских отношениях апеллирует к педагогам, собственным родителям, психологам, склонен к чтению психолого-педагогической литературы и надеется найти там ответы на волнующие его вопросы.

Типы нарушения общения в детско-родительских отношениях и в воспитании детей

Выделяют четыре типа семей с нарушениями общения: семья, травматизирующая детей, навязчивая, лживая и непоследовательная.

Первая навязывает ребенку патологизирующую (болезненную) роль как дополнительную к роли жертвы или агрессора, с которыми идентифицирует (отождествляет) себя родитель,
переживший насилие в детском возрасте.

Навязчивая семья осуществляет постоянный и навязчивый контроль за ребенком, вызывающий у него чувство стеснения, стыда и злобы; рождающий атмосферу лицемерия и фальши. Лживая семья практикует двойные стандарты, постоянное использование которых приводит к утрате ребенком чувства реальности и деперсонализации, к отчуждению. В непоследовательной, ненадежной семье ребенок ощущает нестабильность и угрозу.

Воспитание детей

Каждый родитель должен начинать воспитание своих детей, да и вообще детско-родительские отношения с самовоспитания, пересмотра своих жизненных позиций, мировоззрения, самосознания и жизненных ценностей.

Только при таком подходе можно сделать правильный выбор в стиле воспитания ребенка и его дальнейшего развития.

Необходимо запомнить, что воспитание начинается с грудного возраста. А к пяти – семи годам – жизненный сценарий человека будет уже написан. А к 12-ти – 14-ти годам, будет сформирован характер.

И каким будет этот сценарий («неудачника» или «победителя»), и каким будет характер, соответственно, какой будет сама личность, зависит от Вас, уважаемые родители. На родителях, напомню, лежит высокая ответственность, как перед воспитываемой личностью в частности, так и перед обществом в целом, за то, какой будет эта личность…

Консультация семейного психотерапевта — ОНЛАЙН

Подростковый психотерапевт — советы родителям детей-подростков

Читайте про методы воспитания детей и подростков:

Наказания и поощрения в процессе воспитания

Как воспитывать ребенка без криков и наказаний

Проблемы воспитания двух и более детей

Воспитание детей в детском саду

Как отцу воспитывать дочь?

Правильное половое воспитание детей

Как воспитывать непослушных детей

Как родителям воспитывать подростка

Как контролировать детей?

Как вырастить ребенка счастливым?

Как воспитывать дочь-подростка?

Неправильное воспитание — источник неврозов детей

Рекомендации психолога по воспитанию детей

Главные ошибки родителей в воспитании детей

Как выбрать правильный стиль воспитания?

Рекомендации молодым родителям

Воспитание сына-подростка отцом

Воспитание сына-подростка матерью

Тестирование и психодиагностика:

Тест на стиль воспитания

Детские рисуночные тесты

Тест на личность ребенка

Тест на запущенность детей

Тест на тревожность ребенка

Выявление зависимого поведения у детей

Отношения с детьми — тест

Close