Зачем нужно учиться? Знание — сила, а Многие знания — многие печали
Дети не совсем понимают, зачем нужно учиться в школе, потом в колледже, институте или университете… Да и всю жизнь, зачем-то нужно учиться и учиться.
Тот, кто сказал «знание — сила» (латинский афоризм «scientia est potentia» связывают с английским философом Фрэнсисом Бэконом), мог вкладывать в выражение «знание — сила» другой, более глубокий смысл, например, «мудрость — это сила».
Т.к. еще раньше, царем Соломоном было сказано, что многие знания — многие печали. Дословная цитата из Библии (Екклесиаст) «…кто умножает познания, умножает скорбь», «…потому что во многой мудрости много печали»…
Считается, что буквально Фрэнсис Бэкон сказал не «знание — сила», а «знание само по себе сила», т.е. тот, кто мудрый — тот сильный по отношению к глупцам и хитрецам.
Также, в той же Библии (Притчи) сказано: «Человек мудрый силён, и человек разумный укрепляет силу свою».
Детям трудно объяснить, зачем нужно учиться в школе, т.к. они не понимают взрослого логического языка (дети мыслят образно и эмоционально), и поэтому они могут воспринимать афоризм «знание-сила» буквально, типа буду много знать — буду сильным, или, образованным я буду иметь власть, положение в обществе, больше зарабатывать и т.п.
В принципе, так оно и есть — и каждый взрослый знает зачем надо учиться. Проблема в другом.
Проблема в том, что детей как правило заставляют учиться, но слабо мотивируют на получение знаний, умений и навыков.
А без мотивации на какую-либо деятельность, в том числе и на учебу, получение и усвоение знаний, ребенок сможет, в лучшем случае, просто набить себе в голову множество информации, думая, что это знания.
А дальше, во взрослой жизни, не зная что с этими знаниями делать — без применения они будут как тяжкий груз в голове — «срабатывает» установка: «Многие знания — многие печали»
Так зачем нужно учиться в школе? Знание — сила, или скорбь и печаль?
Без сомнения, знания — это сила. Но не просто знания в голове, как хранилище информации, а умение использовать эти приобретенные во время учебы познания, как навыки выстраивания качественной жизни.
Иначе, что часто бывает, вроде человек со знаниями — умный как бы, начитанный, эрудированный, с высоким коэффициентом интеллекта, с высшим образованием, может говорить на любую тему, но по-жизни несчастный, жалкий неудачник. Сколько таких дипломированных лузеров, у которых «горе от ума»?!
Чтобы не было как у Екклесиаста — многие знания — многие печали — ребенку, для мотивации, тоже необходимо знать зачем учиться в школе.
Ему нужно объяснить на его детском языке, а не «взрослыми» словами и логикой, что учиться нужно не для пятерок, и не чтобы порадовать маму с папой, и не для того, чтобы просто иметь многие знания.
А то, что сила знаний в том, чтобы уметь ими пользоваться сейчас и в будущем. Чтобы не было горя от ума, и его многие знания не превратились во многие печали.
Умный человек — имеет познания, но не знает что сними делать. Он знает как должно быть, но не умеет это применить на практике. Знания есть — навыков нет — горе от ума. Часто «неудачник».
Разумный человек — имеет много знаний и умеет применять их в жизни. Он знает как должно быть и умеет сделать так. Но мало мотивирован, поэтому достигает средних успехов, но ему хватает. Часто «Середняк» в жизни.
И есть мудрый человек, он и умный и разумный уже, но еще и правильно и уместно применяет свои знания и умения. Он — победитель («удачник») в жизни.
Как дать понять детям зачем нужно учиться?
Чтобы в будущем у ребенка не было так, что его знания умножают скорбь и печаль, нужно правильно донести до него, зачем надо учиться в школе. Что не просто «знание — сила», а умение применять их в жизни — вот в чем сила.
Как уже была сказано выше, нужно найти общий язык с ребенком, чтобы объяснить ему, зачем нужно учиться в школе, и потом дальше.
Детей лучше не заставлять учиться, приказывая и напрягая их, а разрешить, мотивировать, заинтересовать получать не только знания, но и умения и навыки, которые пригодятся в жизни.
Иначе они будут учиться получать другие, например, запрещенные, негативные, вредные знания, которые умножат их скорбь и ваши печали.
Ребенка двигает к знаниям заинтересованность, эмоциональная вовлеченность в сам учебный процесс. И что здесь очень важно — эту вовлеченность и эмоциональность у него рождает взрослый (родитель или учитель), который также увлеченно занимается вместе с ним.
Пример, как тот, кто умножает познания, умножает скорбь:
У человека появились какие-то эмоциональные, психологические или физические проблемки, и он лезет в википедию, как бы для того, чтобы «решить» их.
Почитал-почитал, поучил заболевания и симптомы, и вот они многие знания и многие печали — нашел еще больше проблем у себя, да еще и реально заболел… («синдром третьекурсника» — сам себе родил болезни, пока их изучал). Зато умный — много знает.
Мудрому же, ну или хотя бы разумному, в отличие от умного, для решения проблемы немного надо знаний — тут ума много не надо: заболел — пошел к врачу.
Невозможно все знать. Каждый занимается своим делом, в нем у него и большие знания и умения. За этим он и учился в школе, институте (университете) и далее…
Возможно вам будет интересно…