Как развить, улучшить, тренировать память и внимание человека, ребенка и взрослого
Память — важнейшая составляющая психики и любых видов деятельности человека: от привычной ходьбы и письма до познания нового, интеллектуальной и физической работы. Нарушения в функционировании памяти приводит к различным проблемам во всей жизнедеятельности. Быстрое забывание или, наоборот, не восприятие, не запоминание нужной информации — совсем необязательно, что это патологические нарушения в нейронах головного мозга, ответственных за память.
Частая причина «отсутствия памяти» (забывание, не запоминание) — это рассеянность, невнимательность, и главное — нет эмоциональной вовлеченности и заинтересованности в объекте запоминания.
Чтобы понять как развить, улучшить и тренировать память, неважно, ребенка или уже взрослого человека, нужно знать, что память человека работает вместе с вниманием и восприятием, поэтому, нужно развивать и улучшать и память и внимание.
Как улучшить, развить память и внимание у ребенка и взрослого
Какие бывают виды памяти и как она работает, вы можете узнать из статьи: Как быстро запомнить информацию…
В этой статье мы рассмотрим как улучшить и развить память и внимание у ребенка и у взрослого, используя некоторые психологические приемы, техники и тренировки, а главное — ваши новые знания о развитии памяти, внимания и восприятия.
Немного знаний о памяти и внимании: Для того чтобы хорошо воспринимать, внимать информацию и надолго запоминать, а потом легко припоминать (вспоминать) ее, в первую очередь, нужно избавиться от сопутствующих невнимательности (рассеянности) и забыванию факторов, таких как постоянные и накопленные стрессы, особенно перешедшие в дистрессы, депрессивные состояния и апатии, сохраненные психологические травмы, незавершенные ситуации из прошлого и накопленные негативные эмоции (типа обыды, чувство вины и т.д.) — я уже не говорю о психологических и личностных расстройствах (неврозы, фобии, зависимости…) — они серьезно могут мешать как восприятию и вниманию, так и улучшению памяти (запоминанию).
Например: Если вы собрались улучшить свою память, запоминая новую информацию, но ваше сознание занято автоматическими (иногда навязчивыми) мыслями и образами из подсознания (страхами, переживаниями, эмоциональным «дожиганием» прошлого и т.п.), то ваше внимание будет сосредоточено на этих подсознательных иллюзиях и фантазиях, а не на запоминаемом материале, который, кстати, будет очень плохо восприниматься.
У вас не будет ни настроения, ни интереса и мотивации, ни эмоциональной вовлеченности в процесс запоминания (улучшения памяти), т.к. ваша психическая энергия будет тратиться не на созидание (в данном контексте — развитие и улучшение памяти), а на борьбу со своими автомыслями, автообразами и с другими внутренними негативами, т.е. на саморазрушение.
Итак, главное, что необходимо для развития и улучшения памяти и внимания, как взрослым, так и детям — это хорошее настроение, интерес, мотивация и эмоциональная вовлеченность.
Как развить память, используя настроение, интерес, мотивацию и вовлеченность
Многие наверное скажут, что если бы были перечисленные составляющие (настроение, интерес, мотивация, эмоциональная вовлеченность), то развить и улучшить память и внимание — не проблема… Проблема в том, что обычно нет этих составляющих…
Например: Какое может быть настроение учить уроки? Или, какой интерес готовиться к экзаменам? Какая мотивация учиться и развиваться сейчас, если результат может быть будет (а может, нет) в будущем? Какая эмоциональная вовлеченность в нудный учебный процесс?
С одной стороны, может показаться, что вы правы, если так думаете. Но с другой — человек для того и «Человек разумный», чтобы решать любые проблемы, а точнее, что чаще бывает в жизни — не создавать их себе и другим…
Так вот, «Разум» Хомо сапиенса подскажет вам, как развить свою память, после того, как вы вникните в прочитанное в данной статье.
Всем нам «человекам разумным» приходится учиться практически всю жизнь, от рождения до «конца»… Чему-то мы учимся автоматически, неосознанно и непроизвольно, например ходьбе, подсознательно копируя поведение других людей, а чему-то обучаемся осознанно, целенаправленно и произвольно… И везде, при любом виде деятельности, учебе или работе, используется наша память и внимание — в первом случае мы внимаем, воспринимаем и запоминаем, во втором — внимаем, припоминаем и воспроизводим…
Как улучшить память взрослому и ребенку в домашних условиях
Взрослый может мотивировать, заинтересовать и вовлечь себя сам, а ребенку должен помочь, опять же, заинтересованный и мотивированный родитель (воспитатель, педагог…).
Возьмем в пример любой вид обучения, детского или взрослого — не важно… Допустим, вам или вашему ребенку нужно научиться работать над собой, улучшать свою память, но нет особого рвения и желания, т.е. нет ни мотивации, ни интереса, ни, тем более, вовлеченности…что делать?
Как повысить мотивацию на улучшение памяти? (запомните — мотивацию не на результат, а на сам процесс по обучению себя и работе над памятью) — проще «пареной репы»…нужно внушить себе (дать внутреннюю установку) на то, что вам жизненно, биологически необходима хорошая память (если мотивируете себя на занятия с ребенком по улучшению его памяти, то внушить, что вам жизненно необходимо помочь ребенку).
Если в голове зафиксируется эта установка, то мотивация будет «включаться» автоматом — не нужно прибегать постоянно к силе воли и постоянно себя мотивировать…(можете забыть, что хотели улучшить память:-)
Для этого можно использовать методы самогипноза или позитивные аффирмации, ну или простое повторение (например, несколько раз читать эту статью и другие материалы по работе с памятью и пользы от нее…, но так дольше фиксировать установку).
Как поднять настроение (себе или ребенку), чтобы улучшить память? Не сложно. Нужно изменить свое отношение к предстоящему обучению и работе, т.е. изменить свое мышление, свою интерпретацию этого занятия. Правило простое: «Как я думаю, так я себя и чувствую». А настроение — это ваши внутренние эмоции, включенные вашими мыслями и представлениями…и ничем более (не самой ситуацией предстоящего обучения).
Где взять интерес к процессу обучения и улучшения своей памяти? Не проблема. Если у вас уже есть мотивация и настроение, то заинтересовать себя, взрослого или ребенка, можно с помощью «превращения» учебного процесса в увлекательную игру (в каждом человеке «живет» Ребенок (см. анализ личности), а дети очень любят играть).
И последнее — эмоциональная вовлеченность в процесс развития и улучшения памяти взрослого и ребенка.
Когда вы уже мотивированы, в настроении и заинтересованы в предстоящей работе и обучении по развитию и улучшению памяти, то эмоциональная вовлеченность — а она чрезвычайно важна для хорошего запоминания и припоминания в будущем — образуется практически сама собой. Т.е. в интересном, «игровом» процессе возникнет некий азарт, и любая изучаемая, воспринимаемая и запоминаемая информация — визуальная, слуховая, кинестетическая (моторная) — будет эмоционально окрашена, т.е. будет задействована так называемая эмоциональная память и вы легко и свободно запомните необходимый материал (часто даже с первого раза), а главное для улучшения памяти — вы легко сможете вспомнить (припомнить) необходимую в нужный момент информацию.
Как тренировать память у взрослых и детей
Существует множество различных психологических упражнений и тренингов для развития личности человека и улучшения его эмоционально-психологических качеств и черт характера.
Основная проблема почти любого, даже самого полезного и качественного «психологического чтива», часто представляемого собой своеобразный «ширпотреб», не в том, что передаваемые в популярных статьях или книгах практические знания по психологии не могут в принципе помочь людям измениться и улучшить себя и свою жизнь, а в том, что большинство людей, читающих эти, зачастую действительно полезные, психологические материалы, изначально (подсознательно, в силу своего жизненного сценария) и не собираются изменяться или что-либо улучшать в себе.
Поэтому, если вы действительно хотите узнать как тренировать свою память, и не просто узнать, а реально практиковать тренировки, используя соответствующие упражнения, тренинги и игры, развивающие память, то вам лучше напрямую проконсультироваться у психолога по телефону (можно по скайпу) и подобрать вместе с ним, подходящие именно вам и вашей ситуации, индивидуальные упражнения для тренировки памяти, как у взрослых, так и у детей.
Тем не менее, для желающих самостоятельно поработать над собой, в следующей статье будет популярно расписано, включая реальные тренинги и упражнения, как тренировать память у детей и взрослых, особенно после 50 лет.
ПРОЙТИ психологические тесты онлайн:
Тест на память и внимание (сложный)
Тест на внимательность (более сложный)
Обязательно загляните в психоаналитический журнал — читайте психологические статьи и рекомендации психологов