Объективное объяснение гендерных различий — чем отличается мальчик от девочки
Вопрос 1. Нельзя утверждать, что девочки общительнее мальчиков. В раннем детстве как девочки, так и мальчики в равной степени предпочитают групповую игру игре в одиночку. Утверждение, что мальчики предпочитают игру с неодушевленными предметами игре со сверстниками, неверно, и в определенном возрасте мальчики проводят гораздо больше времени с товарищами по играм, чем девочки.
Вопрос 2. Психологические тесты показывают, что чувство собственного достоинства у мальчиков и девочек в детстве и в период взросления развито одинаково, но для самоутверждения они выбирают разные области. Девочки считают себя более компетентными в вопросах жизни, а представления мальчиков сводятся к проблемам главенства (доминирования) и силы. Эти точки зрения не подтверждены экспериментально и скорее обусловлены воспитанием, а не объективной оценкой своих способностей.
Вопросы 3 и 4. Как мальчики, так и девочки хорошо справляются с простыми повторяющимися заданиями. Примерно с 12 лет мальчики демонстрируют лучшие способности к математике и пространственному мышлению. Например, они лучше решают задачи, требующие мысленного переворачивания предмета с целью посмотреть на него с другой стороны. Однако это различие не проявляется до периода полового созревания и может быть объяснено как условиями воспитания (возможно, мальчикам приходится чаще упражняться в совершенствовании этих навыков), так и гормональным
развитием.
Несмотря на то что некоторые специалисты пытаются объяснить превосходство мужчин в точных науках социальными предпосылками, научные данные в этом вопросе далеко не однозначны. Исследователи из чикагского университета, проанализировав способности к решению задач по геометрии среди 1366 десятиклассников, не обнаружили каких-либо признаков половых различий. Две другие работы, однако, заставляют предположить, что биологические факторы играют определенную роль в развитии способностей.
В одной работе исследователи пришли к выводу, что недостаток андрогенов вызывает нарушения пространственного мышления у мужчин. В другой работе исследователи нашли дополнительное подтверждение связи между гормональным развитием и математическими способностями, заставляющее предположить, что андрогены «программируют» развитие мозга ребенка еще до рождения и это приводит к увеличению половых различий в пубертатный период за счет повышения уровня этих гормонов в организме мужчины. При этом нельзя не учитывать и того, что математические способности обоих полов во многом совпадают, и это незначительное различие в гормональном развитии не должно влиять на программу обучения или выбор профессии.
Вопрос 5. Мальчики не обладают лучшими аналитическими способностями. Способность к анализу предполагает умение отбрасывать второстепенные детали и выделять главное. При анализе проблемы мальчики и девочки в равной степени отвлекаются на второстепенные детали.
Вопрос 6. Вербальные навыки формируются у девочек быстрее, чем у мальчиков. С младенчества до начала полового созревания речевые способности мальчиков и девочек примерно одинаковы, но в старших классах девочки вырываются вперед. Они набирают более высокий балл в тестах на понимание сложного по языку текста, в сочинениях, в проведении аналогий, беглости речи и в правописании. Как развитие математических способностей у мальчиков, так и опережение в формировании речевых навыков у девочек скорее всего можно объяснить воздействием культурных традиций общества, требующих от девушки совершенствования этих навыков.
Вопрос 7. Мотивировка в достижении цели играет одинаковую роль как у мальчиков, так и у девочек, но определяется различными факторами. Девочки чаще достигают хороших результатов при отсутствии конкуренции или давления социальных различий. Мальчикам для достижения соответствующего уровня мотивировки требуется обращение к их «эго» и ощущение соперничества.
Вопрос 8. Девочки менее агрессивны, чем мальчики; это качество проявляется уже в два года, когда дети начинают играть в группе. Мальчики более агрессивны физически и часто затевают драки и вступают в словесные перепалки. Обычно их агрессия направлена против товарищей по играм своего пола, а не против менее агрессивных девочек. При этом исследователи не располагают данными, которые свидетельствовали бы, что родители поощряют агрессивность мальчиков, — их действия, как правило, сводятся к подавлению агрессии как у мальчиков, так и у девочек.
Вопрос 9. Мальчики и девочки одинаково послушны и обычно стараются подражать поведению окружающих. У обоих полов наблюдается тенденция к подчинению правилам, существующим внутри социальных групп. Единственное незначительное различие заключается в том, что девочки легче адаптируются к мнению коллектива, тогда как мальчики способны принимать ценности старших по возрасту, не отказываясь от собственного мнения в данном вопросе, даже если оно противоречит общепринятому.
Вопрос 10. Слуховое и визуальное восприятие у детей обоего пола развито одинаково. Как мальчики, так и девочки одинаково хорошо воспринимают обороты речи, шумы, предметы, их форму и размеры. В данном аспекте между полами существует равенство, которое сохраняется на протяжении всей их жизни. (вернуться к началу теста)
Тестирование онлайн (все тесты сайта)
Читайте психологический журнал, помогающие статьи психологов
Психология взаимоотношений мужчины и женщины