Психодиагностика детского рисунка: Несуществующее животное

На этой странице, уважаемые посетители, психоаналитического кабинета Олега Матвеева, Вы познакомитесь с определением демонстративности ребенка по детскому рисунку несуществующего животного.

Демонстративное поведение ребенка в рисунке: «Несуществующее животное»

ДЕМОНСТРАТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ
Признаком демонстративности в рисунке несуществующего животного, как и в рисунке человека, служит стремление украсить животное, а также приписывание ему различных достоинств.
Несуществующие животные
Украшательство ярко проявляется в рисунке пятнадцатилетней Юлии Т. (рис. 83): не то узор, не то попона на спине, звездочки в глазах, кисточка на хвосте, хохолок, воротничок.
Юля сделала следующее описание образа жизни придуманного ею животного, которое она назвала рав: «Это животное живет в деревьях. Питается муравьями и всякими букашками. Оно дружит с мышами, собаками и со всеми животными, которые живут в лесу. Но у него есть и враги. Это комары, пауки и т. п. Желания: быть самым умным; избавиться от комаров; быть счастливым».

Как в рисунке, так и в описании отсутствуют признаки каких-либо неблагоприятных психологических особенностей. Описание образа жизни вполне логично; указаны конкретные друзья (мыши и собаки); желания естественны и соответствуют образу жизни.
Экстравертность
Значительно более своеобразно животное, придуманное одиннадцатилетней Ингой Б. (рис. 84). Оно построено по оригинальной модели и содержит большое количество разнообразных деталей, что характерно для демонстративных личностей.

Животное называется многоголовка. Инга описала его следующим образом: «Оно летает. Ест все подряд. Круг — это способ передвижения, так как у него нету ног. На круге — кнопки, которыми или кто-то управляет или оно само. Снизу — подножки, чтобы стоять: иначе оно покатится. Оно не может двигать глазами, поэтому у него много глаз и ртов: одни смотрят вниз, другие — вверх, и у каждого рта свой набор слов».

Разные лица у животного, придуманного Ингой, не ссорятся друг с другом, а, напротив, дополняют друг друга. По сути, они представляют собой разные маски или набор ролей («у каждого рта свой набор слов»).

Некоторая театрализованность поведения, склонность постоянно исполнять какую-либо роль — чрезвычайно типичны для демонстративных людей. Однако в их рисунках и рассказах эта проблематика бывает представлена не особенно часто. Она свидетельствует о наличии рефлексии, осознания собственных психологических особенностей. Для возраста Инги такой высокий уровень рефлексии — большая редкость.

С учетом особенностей рисунка человека, сделанного Ингой, а также с учетом характера маминых жалоб был сделан вывод, что Инга по уровню личностного развития существенно опережает свой возраст. Результаты выполнения теста «Несуществующее животное» подтверждают его.

Отмеченная при анализе рисунка человека тенденция к повышенному самоконтролю нашла отражение также в рисунке несуществующего животного. Ее проявлением служат «кнопки, которыми или кто-то управляет, или оно само». Противопоставление внешнего («кто-то») и внутреннего («оно само») управления характерно для подростковой борьбы за самостоятельность, ярко проявляющейся в поведении Инги и послужившей главной причиной маминого обращения за консультацией.

В рисунке несуществующего животного проявилась также тема неустойчивости: у животного имеются «подножки, чтобы стоять: иначе оно покатится». Эта тема, как и в рисунке человека, где она была выражена неустойчивой позой, свидетельствует об опасениях девочки в том, что она недостаточно хорошо ориентирована в практической жизни. Отсюда и проистекает потребность в повышенном самоконтроле.


На следующей странице, проблемы социализации ребенка…

Close