Психодиагностика детского рисунка: Несуществующее животное

На этой странице, уважаемые посетители кабинета психоаналитика Олега Матвева, Вы узнаете как определить по детскому рисунку несуществующего животного проблемы социализации ребенка.

Проблемы социализации, социализированность ребенка по рисунку: Несуществующее животное

СОЦИАЛИЗИРОВАННОСТЬ ДЕТЕЙ
Частым проявлением сниженной конформности, недостаточной социализированности ребенка служит отклонение от общепринятого способа изображения в рисунках, в целом соответствующих схеме животного или человека (к животным, построенным по оригинальной модели, этот критерий неприменим).
Проблемы социализации ребенка
Так, девятилетний Ярослав В. описывает свое несуществующее животное, названное им «ужасный летающий дракон» (рис. 85), в соответствии со схемой животного: «Лицо крокодила, сверху — рога. Пять рук спереди и пять — сзади (на рисунке это короткие отростки, немного напоминающие щупальца). Сзади — четыре крыла (более длинные отростки, два из которых расположены над «руками», еще два — под ними)».

Вместе с тем, ни общий абрис животного, ни отдельные детали (рога, руки) не соответствуют традиционному изображению животного. Опознать их можно только благодаря описанию. Они ни в коей мере не отвечают и названию животного.

Имеющиеся в рисунке угловатость и прямоугольность форм тоже типичны для людей с низким уровнем социализации и с трудностями общения.
Большой размер рисунка позволяет предположить импульсивность у мальчика. Другое возможное объяснение увеличенного размера — повышенный уровень тревоги — в данном случае маловероятно, поскольку отсутствуют какие-либо еще признаки, характерные для состояния тревоги.

Ярослав дал следующее описание образа жизни своего животного: «Он живет на Луне. Прилетает на Землю, ест людей. Живет сто миллионов лет. У него такая толстая кожа, что ее даже пуля не может прошибить. У него такие руки, что он может поднять дом. А его шаг — на сто километров».

На вопрос, есть ли у этого животного друзья, мальчик однозначно ответил «нет», а на вопрос о том, есть ли враги, сообщил: «Есть. Люди. Потому что они его убивают, а он их ест».

По его утверждению, придуманное им животное ничего не боится. Три его желания: «Чтобы люди не сопротивлялись и чтобы он мог их есть просто так, чтобы они за ним не охотились». «Добавить размера, чтобы он был очень большой». «Силы еще надо, чтобы если люди сопротивляются, пускают в него ракету, чтобы он мог поймать ее и направить к ним обратно».

В рассказе Ярослава звучат темы, типичные при нарушениях общения: животное живет на Луне, не имеет друзей. Однако есть и темы, которые заставляют заподозрить не только асоциальность, но и наличие антисоциальных тенденций (негативной установки по отношению к социальным нормам).

Это темы вражды с людьми и поедания людей. Их значимость повышается тем, что вокруг них сосредоточены все приписываемые животному желания. Существенно и то, что кроме людей не названы никакие другие виды пищи.
Марсианин - рисунок ребенка
Как уже отмечалось, при трудностях социализации вместо животного часто изображаются механические конструкции. Очень богатый материал для анализа дают рисунок и рассказ тринадцатилетнего Андрея Р. (рис. 86).
Андрей изобразил марсианина, частично использовав схему человека (двуногое вертикально стоящее существо), однако преобладающими являются технические детали.

Изображенное существо имеет пять глаз для близкого расстояния (в центре) и два глаза (на отдельных стебельках) для далекого. У него есть основные уши, вынесенные далеко в стороны наподобие манипуляторов, и дополнительные уши (ближе к центру), которые «улавливают в воде на очень дальних расстояниях, на низких частотах».

Сверху — антенна, «чтобы в галактике принимать радиосигналы», и идущий от нее вниз «контакт, который проводит сигналы в мозг и расшифровывает». Под основными ушами расположены руки, напоминающие грабли из-за отходящих от них вниз длинных шипов, представляющих собой «защиту для рук». Кривая палочка, отходящая от руки вверх, — это «автомат».

Сверху марсианина прикрывает шлем с выступами, заканчивающимися чем-то вроде шестеренок; это дополнительная защита. В нижней части тела (между руками) нарисованы вены. В ногах располагаются «двигатель, который помогает летать по галактике», и дополнительный водометный двигатель «для движения по воде».

Рисунок сопровождается следующим описанием образа жизни животного: «У них там город, так же как на земле. Есть хорошие люди, есть вредные люди, есть уроды, есть красивые. Вот у меня — красавец. Это полицейский первого ранга. Он ловит только преступников, которые очень опасны. У него есть жена, дети. Они могут находиться в любых средах: они не дышат, у них нет рта. Их практически нельзя убить, они практически неуязвимы. Поэтому полиция расстреливает автоматами обычно их глаза. Но такие меры предпринимаются только по отношению к зрелым преступникам, а обычно ведутся переговоры. Объясняю, что такое переговоры.

Преступника ловят на расстоянии ста световых лет и начинают переговоры. А если это преступник закоренелый, то они просто летят к нему. Но процент преступности у них очень мал: половина процента от всех марсиан. В основном на их планете царит счастье, добро. И цивилизация продвигается вперед очень большими темпами. Чем дальше она идет, тем меньше процент убийц, преступности, потому что наконец все понимают, что это плохо.

И они наблюдают за мирами, которые на стадии первобытного развития — например, земля. Посылают тарелки к нам. И мне кажется, что они хотят доказать нам, что они вовсе не собираются завоевывать нашу планету. И пока они воздерживаются от контактов, потому что, когда военные части видят тарелку, они начинают обстреливать ее. Но они верят, что когда-нибудь люди поймут, что не обязательно так негостеприимно встречать гостей из других миров. Но они не хотят навязывать нам свое присутствие».

Как в рисунке, так и в описании отражается установка на широкое, но очень дистанцированное (формализованное) общение, направленное на сбор информации о партнере, а не на непосредственный эмоциональный контакт. Признаком такой установки служит полная отграниченность тела и головы марсианина от окружающего пространства. Поза формально экстравертна (руки расставлены в стороны), но отсутствуют органы общения (что-либо, хотя бы отдаленно напоминающее кисти рук); далее всего в стороны вынесены уши.

В рассказе тема дистантного общения ярко отражена в описании переговоров, при которых переговаривающиеся стороны находятся на расстоянии в сто световых лет друг от друга. Преобладание сбора информации над непосредственными контактами выявляется также в утверждениях, что марсиане «воздерживаются от контактов», «наблюдают», «посылают тарелки», «не хотят навязывать свое присутствие».

При явном избытке органов чувств (семь глаз двух видов, два вида ушей, антенна) у них нет рта, что специально отмечено в рассказе.
Избыток органов чувств — признак повышенной тревожности.
Она же проявляется в том, что марсианин Андрея снабжен многочисленными защитными приспособлениями: шлемом с дополнительными выступами, специальной «защитой для рук». В рассказе этому соответствуют темы неуязвимости и направленной на героя агрессии землян (создающей основание для опасений).

Между тем, в формальных признаках рисунка тревожность не проявилась (отсутствуют специфичные для тревожности особенности линий, штриховка и пр.). По-видимому, это объясняется высоким уровнем самоконтроля, позволяющим успешно справляться со своими эмоциональными состояниями. О высоком самоконтроле говорит строгая симметрия рисунка и подчеркнутый особо четкий контур (двойная линия «шлема»).
О том же свидетельствует предусмотрительность, проявившаяся в дублировании большинства систем (глаза, уши, два автомата) и в том, что герой «может находиться в любых средах».

Механистичность марсианина, а особенно описание «контакта, который проводит сигналы в мозг и расшифровывает», позволяют заподозрить рационализм, склонность к чрезмерному умствованию. О том же говорит стиль рассказа, ярко выраженное резонерство. В этом отношении особо выразительна фраза: «Объясняю, что такое переговоры». Подобный рационализм типичен для людей с шизоидной акцентуацией. В данном случае резонерство сочетается с недостаточным соответствием между рисунком и описанием образа жизни. В частности, непонятно, для чего нужны уши, которые прекрасно слышат в воде, и водометный двигатель.

В рассказе проявился также формализм, часто встречающийся у выраженных шизоидов, например, указание на наличие у марсианина жены и детей осталось чисто формальным.

Значительное место в рассказе занимают темы полиции, преступников и преступлений. Подобные темы характерны для асоциальных людей, которым приходится часто сталкиваться с трудностями из-за недостаточного владения социальными нормами. На асоциальность указывает также имеющееся в рассказе морализирование: объяснение того, что преступность — это плохо, что «не обязательно так негостеприимно встречать гостей из других миров» и т. п.

Морализирование вообще весьма типично для асоциальных личностей; так, хронические алкоголики обычно являются активнейшими проповедниками трезвого образа жизни. Низкая социализированность Андрея проявилась и в негативных оценках, даваемых людям (землянам): они находятся «на стадии первобытного развития», негостеприимны (мягко говоря).

Как уже отмечалось, изображение внутренних органов — признак невротического состояния. В данном случае нарисованы кровеносные сосуды, интерпретируемые таким же образом. В рассказе этому соответствуют эмоционально неприятные темы, как например, указание Андрея на то, что «полиция расстреливает их глаза», сочетающееся с утверждением, что «на их планете царит счастье, добро».

В совокупности приведенные данные позволяют сделать вывод, что у Андрея имеется ярко выраженная шизоидная акцентуация, которая служит причиной нарушений общения и социализации. Повышен уровень тревожности; состояние на момент обследования может быть оценено как невротическое. Высокий уровень самоконтроля дает возможность мальчику успешно функционировать и избегать острых конфликтов.

По-видимому, именно этим объясняется то, что родители не предъявляли жалоб на отклонения в поведении Андрея. Их беспокоят только нарушения общения. Вместе с тем, можно опасаться появления таких отклонений в ходе дальнейшего развертывания подросткового кризиса. Поэтому мальчику была рекомендована психотерапия, направленная на повышение его социализированности и на нормализацию психологического состояния (к сожалению, мы не имеем сведений ни о том, проводилась ли она, ни о том, как шло последующее развитие Андрея).
Полулев-полулошадь рисунок ребенка
Чрезвычайно своеобразный вариант сочетания животного с домом создал восьмилетний Аркадий С. (рис. 87). Его полулев-полулошадь,
по сообщению мальчика, имеет голову льва (в действительности нарисованную в соответствии со схемой человеческого лица), лошадиный хвост и пять лошадиных ног. Внутри него живут люди. На голове — труба, чтобы выходил дым из печки.

Рассказ об образе жизни животного: «Ест камни. То есть деревья ест. Съедает — получаются дрова, они проходят в дом, в доме — печка, и люди топят печку. А животное съедает только листья. Живет на Олимпе».

На вопрос, чем оно обычно занимается, мальчик ответил: «Сторожит дом, который внутри. Это такое животное, а внутри, в животе — дом».

Затем проверяющий спросил, есть ли у этого животного друзья и враги. Мальчик задумался: «А правда, у него есть враги? Я знаю только, какие у льва есть помощники — тигры. Они льву помогают прятаться». На вопрос, от чего или от кого ему нужно прятаться, был получен ответ: «От дождя». Отвечать на вопрос о том, что это животное любит, что ему нравится, Аркадий отказался, но зато охотно сообщил, что оно не любит спать. Три его желания: «Никогда не спать». «Чтобы постоянно сторожить дом». «Чтобы тигр продолжал ему помогать, всякие дела делал».

Гибрид животного с домом — крайне необычное решение, свидетельствующее о ярко выраженной нестандартности мальчика, его неконформности. Употребление в пищу несъедобных вещей (первоначальный вариант — «ест камни») — частый признак нарушений общения. Об этом же говорит изображение пустых глаз (без радужки и зрачков). Последовательные уточнения в вопросе о питании животного, завершающиеся «нормальным» вариантом (листья), свидетельствуют о попытках Аркадия вписаться в стандартные рамки, что удается ему с большим трудом.

В ответе на вопрос о друзьях проявляется неадекватное отношение к самому понятию «друзья»: вместо друга мальчик называет помощника (судя по желанию, чтобы он «продолжал помогать, всякие дела делал», имеется в виду кто-то вроде слуги).

Необходимость прятаться — свидетельство боязни окружающего мира. Утверждение, что прятаться животному нужно «от дождя» — явно формальная отговорка. Довольно необычны желания животного. Два из них направлены на сохранение существующей ситуации (продолжать сторожить дом и пользоваться помощью тигра). Это говорит о боязни перемен, пессимистической позиции.

Указание на то, что полулев-полулошадь живет на Олимпе, преследует одновременно две цели: продемонстрировать свою осведомленность и возвеличить придуманное животное. Обе эти цели говорят о высокой демонстративности. В настоящем тесте не наблюдается других проявлений демонстративности, а одного этого недостаточно для того, чтобы делать выводы, однако другие методики подтверждают, что уровень демонстративности у Аркадия весьма высок.

Таким образом, основные психологические особенности, проявившиеся в данном рисунке, — это неконформность мальчика, нестандартность его подхода к миру, низкий уровень социализированности, нарушения общения. Представления Аркадия о действительности не вполне адекватны, встречается неточное использование понятий.

В совокупности все это позволяет говорить о шизоидной акцентуации. Для мальчика характерны боязнь окружающего мира, пессимистический взгляд на жизнь. Имеются признаки высокой демонстративности, подтверждаемые другими тестами.

Родители отмечают, что у Аркадия очень плохо складываются отношения с одноклассниками. Часты конфликты. Аркадий жалуется, что мальчики его обижают, бьют, хотя, по наблюдениям родителей, это не соответствует действительности. Аркадий с большим трудом усваивает школьную программу.

Как жалобы мальчика, так и трудности в учебе могут быть объяснены недостаточной адекватностью его представлений. С Аркадием начата психокоррекционная работа, направленная на повышение уровня адекватности и на социализацию мальчика.
Детский рисунок смерти
Выраженные нарушения социализации и адекватности наблюдаются у пятнадцатилетней Нади Б. (рис. 88). Она сопроводила нарисованное ею человекообразное животное следующим описанием: «Это животное я назвала смертью. Если внимательно посмотреть, то можно увидеть: сигареты, наркотики, выпивку, мусор и многое другое, что является смертью для человека.

Три желания: Забыть людям о существовании наркотиков, выпивки и т. п. Не иметь на руках топора, т.е. не убивать. Встретить животное, противоположное этому.

Живет оно в каждом человеке, и многие с ним дружат, а другие не имеют с ним связей. Питается оно плохими поступками и привычками человека. Таких животных нужно уничтожать. Враги: доброта, будущее, веселье, счастье».

Как в рисунке, так и в рассказе доминирует антисоциальная тематика (наркотики, алкоголь). Подобная тематика, независимо от моральных оценок, даваемых обследуемым, типична для людей с асоциальными или антисоциальными тенденциями.

Неадекватность при выполнении задания проявилась, во-первых, в символизации: вместо животного, имеющего тот или иной образ жизни, представлено символическое воплощение определенной идеи (поскольку эта идея крайне банальна, говорить о творческом подходе к заданию здесь не приходится).

Во-вторых, вместо желаний, которые могли бы быть у придуманного животного, сообщаются пожелания самого автора рисунка. Символизация выявляется и на уровне языка: «не иметь на руках топора».

Как неадекватность, так и символизация говорят о том, что нарушения социализации в данном случае могут быть следствием психического заболевания. Эту гипотезу поддерживают и результаты выполнения Надей других методик. В связи с этим рекомендована консультация психиатра.


Далее. Уровни агрессивности ребенка по детскому рисунку: «Несуществующее животное»

Close