Драматический треугольник Карпмана в психологии — созависимые отношения, как выйти из игры
Стивен Б. Карпман, доктор медицины из США, психолог, психиатр и трансактный аналитик — ученик Эрика Берна — создателя трансакционного анализа, теории социально-психологических игр и понятия о жизненном сценарии, создал т.н. Драматический треугольник Карпмана в психологии отношений.
Треугольник Карпмана в психологии созависимых отношений называют по-разному: «Треугольник Судьбы», «Треугольник Аутсайдера», «Треугольник Афериста», «Треугольник Сочувствия», и еще множество.
Кроме множества различных треугольников неудачных и счастливых отношений, Карпман создал понятия «Петель», продолжил тему социально-психологических игр Берна, и дал техники и методы как выйти из треугольника Карпмана и наладить гармоничные отношения.
Про различные «треугольники Карпмана», «Петли» и «Игры», о том как выйти из игровых, созависимых отношений, Стив Карпман подробно описал в своей книге «Жизнь, свободная от игр» (она есть в свободном доступе в Интернете и написана на простом языке, понятном не специалистам).
Треугольник Карпмана — созависимые отношения, игры
Если люди общаются и имеют отношения на уровне ролевых игр, то у них, скорее всего, жизненный сценарий неудачника, или, по крайней мере, «коекакера» или покрайнемерщика», т.е. они в Треугольнике Карпмана.
Социально-психологических ролей в треугольнике Карпмана, которые обычно неосознанно, согласно сценария жизни, разыгрывают люди — три: «Спаситель», «Преследователь» и «Жертва» (см. рис. выше, описание — ниже)
Хотите узнать, какой у вас сценарий жизни в отношениях — «Удачника», «Посредственности» или «Неудачника», в треугольнике вы или нет? Тогда пройдите бесплатный тест онлайн «Кто ты в жизни»
Эрик Берн создал универсальную формулу игр в отношениях людей. Треугольник Карпмана в психологии так же показывает игровые, созависимые отношения людей и переключения в игре по ролям, по треугольнику Судьбы.
Весь мир театр.
В нем женщины, мужчины — все актеры:
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
/Уильям Шекспир/
Формула игры Э. Берна Игра: К (крючок) + Кл (Клев) = Р (Реакция)>П (Переключение)>С (Смущение)>Р (Расплата, или «Выигрыш»)
Пример: Неосознаваемые участниками игры созависимые отношения, со сбором т.н «коричневых купонов» (негативных эмоций и стрессов) и приводящие всех участников игры к Расплате или «Выигрышу».
Игра третьей степени, с хамартическим сценарием жизни игроков, превращающая треугольник Карпмана из драматического, в трагический.
Недолюбленная в детстве в семье и не любящая себя взрослой девушка, играющая роль Жертвы, находит себе в мужья Спасителя. Т.е. она закидывает свой Крючок, причем не осознавая этого, чтобы на него Клюнул какой-нибудь Спаситель.
Однако тот, кто играет Спасителя — в душе сам Жертва. Его Спасение другого — показатель того, что начиная с детства его не воспринимали как личность, не признавали и не уважали, т.е. ему всячески давали понять, что он никто, даже ничто, и звать его никак…
Поэтому по сценарию у него выработалась копинг-стратегия его поведения и отношений с другими в роли Спасителя.
Типа, раз во мне нуждаются, я пользуюсь спросом и могу помочь другому, значит я чего-то стою…
И он так же закидывает Крючок Спасителя — неосознанно, чтобы на него Клюнула Жертва, так же бессознательно.
Вот оно, казалось бы, счастье — галантный, заботливый, внимательный, любящий — дарит цветы, конфеты, подарки, на руках носит…, к тому же высокий, статный, красивый, с перспективами…, да и честный, ответственный, надежный вроде… О таком только мечтать можно…
Происходит ответная Реакция, согласно формулы игры Берна, Жертва после поклевки «заглатывает крючок», да порой так глубоко, что уже и не соскочить… Т.е. эта девушка-Жертва «влюбляется», а точнее, психологически привязывается к своему мужчине-Спасителю.
Сначала, все сторонние наблюдатели видят идиллию в отношениях молодых супругов: кто-то завидует, кто-то радуется за них.
Проходит некоторое время, что в народе называют «Конфетно-букетный период отношений», и муж из Спасителя, как бы ни с того ни с сего, неожиданно переключается в Преследователя по Треугольнику Карпмана (происходит Переключение — по Берну).
Вариантов Преследования может быть много, возьмем игру в Деспота и Самодура.
Т.е. муж начинает постоянно, без явных на то причин, давить на жену, слишком ревновать, обвиняя в изменах, унижать ее, оскорблять, приказывать и заставлять, может даже использовать не только психологическое, но и физическое насилие…
Но жена не может психологически уйти от мужа, она, порой, даже не может на него пожаловаться или кому-то рассказать о происходящем в семье — у них созависимые отношения, т.к. она слишком глубоко заглотила его крючок.
И с самого начала таких созависимых отношений по Треугольнику Карпмана, после стадии Переключения, она испытывает Смущение (по формуле Берна), т.е. она впадает как бы с стопор, большое замешательство, не понимая, что случилось и что вообще происходит…
Так может длится годами, пока жена не накопит достаточное количество, даже не коричневых, а уже скорее «черных купонов» (негативных эмоций и стрессов в голове и теле).
И вот наступает день Расплаты, причем для обоих игроков.
Казалось бы такая хрупкая, нежная, ранимая жена, загнанная в угол или под плинтус деспотом мужем, вдруг сама переключается по Треугольнику Карпмана из Жертвы в Преследователя по отношению к мужу.
Поздний вечер. Муж напился и снова избил жену, предъявляя ей надуманные обвинения. Затем он лег, уснул.
И вот они, накопленные черные купоны обиды и несправедливости, вылезли наружу, превратившись в чувство мести. Кухонный нож и удар мужу прямо в сердце. Теперь он стал Жертвой, причем конкретной.
Жена не долго побыла в роли Преследователя, и все по тому же треугольнику Карпмана опять снизошла в роль Жертвы.
Преследователем по отношению к ней станут правоохранительные органы. И т.к. она ему вонзила нож не в момент ее избиения им, а после, да еще в спящее, беспомощное тело, то состояние аффекта или превышение допустимой самообороны в суде не прокатит.
Да и соседи и другие наблюдатели, вряд ли ей посодействуют, мол объяснив суду, что он ее довел до ручки, т.к. для них самих будет «Смущение», недоумение, ведь они думали, что в этой семье идиллия.
Выше был описан пример неосознанной игры по Драматическому Треугольнику Карпмана, где все участники в созависимых отношениях играют свои роли автоматически, по заученному жизненному сценарию, не понимая, что они играют — т.е. игроки не знают правил (формулы) игры, в которую играют, поэтому все проигрывают в итоге.
Но в мире уж слишком много игровых отношений, где хотя бы один игрок знает правила игры и втягивает в созависимые отношения — в игру, другого, не искушенного человека осознанно, например с целью использовать его в своих целях, или с целью наживы…
Другой же, не знающий правил, втягивается в игру неосознанно, на основе своих слабостей, например, подсознательного желания дармовщинки, халявы… (вспомните рекламу или прилавки магазинов: акции, распродажи, скидки…, для кого это все по-вашему?)
Словом знающий, можно сказать профессиональный игрок — это может быть почти безобидный и даже законный рекламщик, пиарщик, маркетолог или торговец, или любой мошенник, аферист, «кидала» — действия последних в треугольнике Карпмана, как правило, незаконные, даже, зачастую, преступные — 159-ю статью УК за мошенничество еще никто не отменял.
Формула игры, где один игрок знает правила, а второй — нет, при этом первый сначала играет роль Спасителя по отношению к вам (Жертве), а затем переключается в Преследователя — вы как были Жертвой, так и зависаете в ней, только с переживаниями и потерями, в том числе нервными, моральными, физическими, материальными и финансовыми.
Итак, формула игр по треугольнику Карпмана, по типу «Бесплатный сыр только в мышеловке» — в этой игре всего три транзакции по два хода на каждого игрока:
-
- Слабость (Жертва-Лох) — Ловушка (Спаситель-Аферист);
Жертва всем своим видом и поведением (невербально), реже словами, всячески показывает свои скрытые слабости и пороки, например жадность, тщеславие, скупость, желание дармового, алчность, одиночество и сенсорный голод, другие…
Аферист это все считывает с жертвы и ставит ловушку, например, как Спаситель, предлагает что-то купить крутое за копейки, или предлагает руку и сердце, скажем одинокой, сенсорно-голодной женщине…
-
- Ответ (Жертва-Лох) — Удар (Преследователь-Аферист);
Жертва отвечает на спасительное предложение-ловушку, из-за своей слабости и как бы беспомощности, т.е. клюет на крючок (по Берну)…и заходит в «мышеловку», не ожидая подвоха…
Аферист из «добренького дяденьки Спасителя» переключается в Преследователя по треугольнику Карпмана — Удар, дверца мышеловки захлопнулась («удар», обычно по нервам и психике, самолюбию, самооценке и самой личности, и, конечно, по карману или вашему кошельку).
У Жертвы происходит смущение (по Берну), недоумение и замешательство, стоппер — «компьютер завис…» Как это так? Не может быть…
Аферист исчезает…
-
- Расплата (Жертва — полный лох) — Выигрыш (Победитель-Аферист)
Далее, для Жертвы Расплата (проигрыш в этой игре), потеря денег, куплена дерьмовая вещь, ее бросили с долгами и кредитами — снова одна, но уже с неврозом, и т.п.
Для Афериста — вознаграждение (выигрыш в этой игре, точнее в этом промежутке игры, т.к. этим его игры не заканчиваются — он будет искать новую Жертву, пока сам ей не станет, согласно формулы Треугольника Карпмана)
Попробуйте сыграть с кем-нибудь из знакомых, так, ради шутки, в игру «Орел или Решка», где будут работать ваши правила игры, о которых не знает второй игрок.
Суть заключается в том, что вам нужно просто убедить своего «партнера» в принятии ваших правил. Типа, «Слушай, давай сыграем в «Орел или Решка», если «Орел» — я выиграл, если «Решка» — ты проиграл». В итоге вы всегда победитель.
К сожалению, именно так и происходят игры в жизни — их очень много и они встречаются на каждом шагу.
Стоит заметить, что тем, кто играет Афериста (мошенника), используя слабости другого человека (Жертвы), и исполняя то роль Спасителя (соблазняя, провоцируя), потом Преследователя («кидая», обводя вокруг пальца, т.е. скрытно обманывая Жертву (т.н. Лоха), согласно формулам игр и треугольнику Карпмана, в итоге сам станет Жертвой — это однозначно и без вариантов — такова суть игр.
(Вспомните, например, Мавроди — самого, наверное, крутого мошенника 90-х, что с ним стало потом, после его «выигрышей», и где он сейчас… а умный вроде мужик был…, но видимо слишком заигрался)
Пример попадания в мышеловку по Драматическому треугольнику Карпмана:
Одинокая женщина (девушка), страдающая от сенсорного голода, с заниженной самооценкой и возможно с комплексами, решившая для себя, что она не в состоянии завести нормальные отношения с противоположным полом, чувствует себя Жертвой своих желаний, мечт и ожиданий о второй половинке. Т.е. она подсознательно, сама того не понимая, ищет себе мужчину-Спасителя.
Так как она комплексует и не решительна, не уверена в себе, чтобы знакомиться в реальности, естественным способом, она идет на сайт знакомств и, как она думает, сама выбирает себе мужчину (парня) для серьезных отношений — пишет ему… (или оставляет свою анкету на сайте).
И вот он ее Спаситель откликнулся. И если это игрок, типа брачный аферист или казанова, который осознал ее слабости, то она уже «попала» — либо разведут на бабки, либо попользуются ей самой, а может и то и другое.
Т.е. она показала свою Слабость, по формуле игры по Треугольнику Карпмана, а он начал ставить ей Ловушку — первые два хода сделаны.
Его ловушка заключается в том, что он, как профессиональный игрок, входит к ней в доверие, можно сказать влюбляет ее в себя (хотя, на самом деле, это будет не любовь, а невротическая привязанность) и вот, она уже психологически зависима от него.
Она Жертва своего одиночества — он ее Спаситель, подаривший ей надежды на создание серьезных отношений и семьи.
Она клюет на его обещания и его любовные, романтические и заботливые отношения к ней, которых у нее никогда не было — это ее Ответ — еще один ход в игре по Треугольнику Карпмана.
Далее будет его ход, может через какое-то время — надо чтобы Жертва как следует привязалась к своему Спасителю и доверяла ему больше, чем себе.
Его ход — это Удар, т.е. ударом может быть, например, его резкое исчезновение с ее деньгами, которые она взяла для него в кредит. Его роль здесь — Преследователь. Или просто он пропадает, попользовавшись ее телом.
Варианты могут быть разные. Все зависит от степени, интенсивности игры и сценария жизни Жертвы.
Ну и в завершении этого этапа игры, с переключениям по треугольнику Карпмана, для нее наступает Расплата — осталась не только у разбитого корыта, но еще приобрела другие проблемы, например долги или венерическое заболевание.
Для него — выигрыш, он либо поимел с нее денег, разведя «лохушку», либо просто поимел ее…, доказав себе и своим друзьям, что он крутой Ловелас и Казанова.
И что самое главное и интересное в этом во всем, не только Аферист будет искать новую Жертву (правда осознанно), но и Жертва будет искать нового Спасителя (неосознанно), который может опять оказаться Аферистом.
Пока не изменить или не подкорректировать сценарную программу жизни в голове, этот порочный замкнутый круг, в который превратится треугольник Карпмана, будет продолжаться пожизненно. Без психоанализа (трансактного анализа) и психотерапии отношений, могут спасти только глобальные изменения в мире, например война, или настоящая взаимная любовь.
А где бы ее найти, да, любовь-то? Можно прождать всю жизнь, но любовь так и не придет. Выход первый — психоанализ, второй — ждать у моря погоды…, третьего не дано.
Да, кстати, проигравшая и получившая расплату Жертва, зачастую, может продолжить игру и переключиться по треугольнику Карпмана в Преследователя по отношению к Аферисту, который легко может превратиться в Жертву.
Например, когда вас обвели вокруг пальца, т.е. обманули, «развели» вас, смошенничали или провели аферу с вами, при этом злоупотребляя вашим доверием, что может подходить под состав преступления по 159 ст. УК РФ «Мошенничество», то вы, как реальная жертва преступления (потерпевший), а не только как Жертва по треугольнику Карпмана, можете обратиться в правоохранительные органы, не как к «СпасИтелю», а как к реальному спасАтелю.
И тогда, по той же игре, уже полиция или прокуратура будут Преследовать от вашего имени Афериста — он, соответственно, будет Жертвой.
Смотрите другие примеры игр по Треугольнику Карпмана
Роли в созависимых, игровых отношениях по треугольнику Карпмана
Роль Жертвы
Человек, который играет роль Жертвы по треугольнику Карпмана, демонстрирует свою беспомощность и неспособность самостоятельно решить жизненные трудности, проблемы или задачи.
При этом Жертва путает свою уязвимость с беспомощностью, по типу «Горе мне!», «Как все ужасно!», Я ни с чем не могу сам справиться!» «Только ты один в этом мире, кто может мне помочь!». (последнее — явное приглашение в игру Спасителя).
Характерный признак поведения Жертвы заключается в том, что она большую часть времени тратит, жалуясь на жизненные трудности и непреодолимые препятствия, нежели на поиск новых решений и возможностей.
Расплата («Выигрыш») для них часто состоит в том, что они подкрепляют свое убеждение в том, что они беспомощны и что другие всегда будут ими пользоваться.
В самом конце Жертва может повернуться против своих Спасителей, как будто они Преследователи, при этом человек по треугольнику Карпмана из Жертвы переключается в Преследователя по отношению к своему Спасителю, который переключаясь становиться сам Жертвой.
Роль Преследователя
Преследователь — человек, который критикует, оказывает давление, принуждает Жертву, и одновременно подтверждает, что Жертва беспомощна и постоянно ошибается. При этом он путает вербальное (словесное) насилие с силой.
Поведенчески, Преследователь постоянно открыто нападает на свою Жертву.
Расплата, «Выигрыш» для него в том, что он постоянно подкрепляет свои убеждения тем, что без вербального принуждения и насилия нельзя обойтись.
Обосновывая, например, насилие в семье, муж-Преследователь может верить, что мол «Моя обязанность — преподать ей урок».
Но, согласно правил игры, рано или поздно произойдет переключение по Треугольнику Карпмана, и Преследователь обязательно станет Жертвой.
Роль СпасИтеля (не СпасАтеля — это профессия)
Спаситель постоянно, где-то навязчиво, вмешивается в дела других, как правило Жертвы, с целью как бы оказать помощь.
При этом, он либо сам не знает как помочь, либо пытается оказать помощь, когда его об этом не просят.
Спаситель в треугольнике Карпмана путает спасение с реальной помощью.
Роль Спасителя заключается в том, что он будет делать за другого, то, что тот в состоянии сделать сам, либо будет делать за него более половины всей работы, даже если его об этом не просят. Играя Спасителя, человек неосознанно представляет спасаемого в роли Жертвы, за что он потом поплатится — сам станет Жертвой, когда его Жертва переключится в Преследователя по отношению к нему и его навязчивой помощи.
Его расплата, «выигрыш» в том, что он постоянно подкрепляет убеждение, что люди эгоистичны и неблагодарны.
…Жертва в действительности не настолько беспомощна, как себя ощущает. Спаситель в действительности не настолько помогает, насколько думает. У Преследователя в действительности нет веских причин для недовольства и обвинений.
/Клод Штайнер/
Как выйти из треугольника Карпмана — перестать играть и начать жить
Существует множество методик и техник, чтобы понять как выйти из треугольника Карпмана, перестать быть созависимым, больше бессознательно не играть, а выстроить нормальную сознательную жизнь, свободной гармоничной личности с близкими отношениями.
Многие из этих техник разработаны самим Стивеном Карпманом и его учителем, основателем теории человеческих игровых отношений Эриком Берном, другие — современными транзактными аналитиками и психотерапевтами.
Самостоятельно можно выйти из отдельной игры, просто осознав, что вы созависимы в отношениях и исполняете социально-психологические роли в них, причем, зачастую, все три роли сразу, и Жертвы и Спасителя и Преследователя.
Здесь вам понадобится другой треугольник Карпмана — «Треугольник Сочувствия».
Как происходит проигрывание одновременно трех ролей?
Например, Муж является Жертвой по отношению к своей половой страсти. Он тайно изменяет жене и боится разоблачения (Жертва). При этом он говорит, что любит свою жену и пытается ей угодить во всем (как бы заранее заглаживая свою вину) — роль Спасителя.
В то же время, все в тех же созависимых отношениях по треугольнику Карпмана, муж опасаясь женской интуиции, начинает заранее защищаться нападением на жену — роль Преследователя.
Он начинает ее надумано обвинять, скажем в том, что она плоха в постели, ничего не умеет и не хочет развивать сексуальные отношения.
Жене, если она не хочет играть изначально роль Жертвы (типа ей изменили, предали ее), одновременно Спасителя, например детей — типа надо сохранить брак ради них, и тут же Преследователя — типа пока не полежишь час в ванне с хлоркой, я с тобой не лягу, ей нужно осознать свои созависимые отношения с мужем, и применить треугольник сочувствия Карпмана.
Суть применения «треугольника сочувствия» в том, чтобы не играть по старой, сценарной схеме, а перейти на новые отношения без игры.
Т.е. этой обманутой жене не стоит сразу зависать в роли Жертвы, например обидевшись на мужа. Или сразу переключаться в Преследователя, нападая на него с обвинениями. Или же играть Спасителя детей, пытаясь за их счет сохранить семью. Это будет игра, в которой не будет победителей.
Но осознав, что она уже такой же участник игры по треугольнику Карпмана, т.е. у них в семье созависимые отношения и она также как и муж несет ответственность за хороший брак — 50% на 50%, и что в таких отношениях не бывает одного крайнего, виноватого.
Тогда она сможет выйти из игры (и не входить в новую), и если реально желает сохранить отношения и сделать их нормальными и гармоничные, то может ко всем трем ролям мужа применить «треугольник сочувствия».
Здесь главная суть, чтобы ей найти хотя бы 10% чего-то положительного в каждой роли мужа (10% позитивных намерений, 10% правды, 10% населения прореагировало бы таким же образом, 10% лжи, и хотя бы 10% что он играет одновременно каждую роль треугольника, а не только очевидного Преследователя.
Тогда она сможет ответить ему (отреагировать), с виду по тому же треугольнику Карпмана, но уже будет положительным Преследователем (П+ без зла), положительным Спасителем (С+ без жалости к детям, а с любовью к ним) и положительной Жертвой (Ж+ без жалости к себе, а с любовью и уважением своей личности).
Т.е. она осознает, что если войдет в игру, то измена мужа — это его роль Преследователя по отношению к ней — она Жертва.
Но изменил он, потому что сам Жертва своей сексуальной неудовлетворенности. Возможно она к этому то же причастна, хотя бы на 10%
Что муж все же играет одновременно и Спасителя по отношению к ней, хотя бы на 10% любит ее по-настоящему и тоже хочет сохранить брак и улучшить его и их сексуальные отношения, хотя бы на 10% правды в этом.
Также, если были его Преследования, обвинения жены как плохой любовницы, то здесь опять, хотя бы на 10% муж мог играть Спасителя, т.е. хотел улучшить их секс, удовлетворив себя и ее, тем самым не прибегая к изменам сохранить семью. И в то же время Жертву, которая не получает того, что хочет от жены.
Здесь жена может опять, по треугольнику сочувствия, стать положительным Спасителем по отношению к мужу, и обсудить с ним без нервов, как им можно улучшить секс. Тем самым не только сохранив брак, но и сделав отношения настоящими, а не игровыми.
А не использовать детей в качестве разменной монеты, играя роль отрицательного Спасителя, по отношению к ним, по треугольнику Карпмана.
Для улучшения своего самочувствия, жена может представить, что хотя бы 10% мужского населения поступили бы точно также в таких созависимых отношениях, как и ее муж. И, стало быть, она не одинока, играя роль обманутой Жертвы.
Это, конечно, мало утешительно, но опять дает ей возможность сделать свою роль Жертвы положительной, со знаком плюс (Ж+).
Т.е. я не буду жалеть себя и обижаться как ребенок, я себя люблю и уважаю, поэтому прямо скажу и покажу мужу, что я недовольна его поступком, но готова к конструктивным и положительным изменениям в наших отношениях — хочу сохранить брак и совместно решить проблемы с сексом и прочим, чтобы такого больше не повторялось.
Ну и конечно нельзя, хотя бы на 10% полностью доверять словам (обещаниям) мужа, что больше такого не будет.
Просто нужно постепенно переходить на настоящие, близкие отношения в семье. Переходить к сотрудничеству в отношениях, к принятию совместных решений, хоть в сексе, хоть в быту, хоть в процессе воспитания детей, и переставать быть созависимыми.
Если вы интуитивно заметили какие-то изменения по отношению к вам мужа (или жены), или у вас идут явные психологические игры с переключениями по треугольнику Карпмана, то вам пора задуматься о том, что возможно уже затянулась игра сразу с проигрыванием всех трех ролей.
Значит вам пора переходить в «треугольник сочувствия» и использовать его, как назвал сам Стив Карпман, «10-ти процентный раствор».
Либо, если самим трудно разобраться в этом и решить проблему с играми, срочно обратиться за помощью к психологу-психоаналитику онлайн
Практически все люди играют в игры. Они их начинают сами или вовлекаются в них.
Главное правило игр по треугольнику Карпмана состоит в том, что приглашение в игру исходит от одной из трех ролей:
- от Жертвы, которая хочет, чтоб о ней сверх-заботились;
- от Спасителя, который хочет, чтобы им сверх-восхищались;
- и от Преследователя, который хочет, чтобы его сверх-боялись.
Тот, кто повелся, клюнул на приглашение от одной из этих ролей — вошел в игру.
К сожалению, самостоятельно, без помощи психоаналитика (трансакционного аналитика) выйти из всего сценария жизни неудачника, или изменить его на удачливый, практически невозможно.
Помощь психоаналитика по выходу из треугольника Карпмана — избавиться от созависимых отношений и игр
Если вы не можете и не знаете как выйти из треугольника Карпмана самостоятельно, у вас не получается улучшить свой сценарий жизни и освободиться от созависимых отношений, начав выстраивать гармоничную жизнь, то вам в этом поможет психоаналитик (трансактный аналитик) дистантно, онлайн
Эксперт по межличностным отношениям — первая консультация онлайн бесплатно
Все услуги психоаналитика, а также анонимная консультация психолога-сексолога, помощь парам семейного психолога, и, конечно, к вашим услугам специалист по межличностным отношениям на сайте Психоаналитик-Матвеев.РФ
Возможно вам будет интересно…
- Какие бывают сценарии жизни людей
- Три структуры личности по Берну Тест Родитель, Взрослый, Дитя
- Тест на абьюзера, абьюзивные отношения в семье
- Полная женщина, жизнь вокруг показаний весов
- Структура личности в психологии по Фрейду, Юнгу, Берну, Перлзу