Структура личности в психологии по Фрейду, Юнгу, Берну, Перлзу

Психологическая структура личности по Фрейду, Юнгу, Берну

Сегодня, на сайте Психоаналитик-Матвеев.РФ, вы узнаете, что такое структура личности в психологии по Зигмунду Фрейду, Карлу Юнгу, Эрику Берну, Фредерику Перлзу и другим выдающимся психоаналитикам и психотерапевтам.

Содержание:


Личность человека условно разделена на субличности, как бы несколько внутренних «Я» — своеобразная, психоаналитическая Я-Концепция. Это сделано для лучшего, почти наглядного понимания психологической структуры личности человека — ее содержания и функций, а главное — для психотерапии личностных расстройств.

Структура личности по Фрейду ^

Ортодоксальный психоанализ, где показана структура личности по Фрейду, состоит из трех частей: сознание, подсознание и бессознательное.

Основная концепция личностного структурирования Зигмунда Фрейда — это Супер-Эго (Сверх-Я), Эго (Я) и Ид (Оно).

По сути, Сверх-Я является социальной составляющей личности, Эго — психологической, а Ид — биологической.

Супер-Эго (Сверх-Я) — это «сознание», которое «живет» по принципу реальности и цензуры (осуществляет цензуру по морально-этическим нормам). Сверх-Я служит для сдерживания импульсов ИД (бессознательного).

Супер-Эго, как часть структуры личности — не врожденная, она развивается в процессе родительского воспитания и первичной социализации ребенка (в детсаду, школе, среди сверстников и т.п.).

По Фрейду, Сверх-Я имеет две подструктуры: Совесть и Эго-идеал (идеальное Я). Совесть развивается у ребенка посредством родительских наказаний, а идеал-Я — посредством поощрений и одобрений.

Все это формируется и фиксируется в личности ребенка путем интроекции (неосознанного внедрения в психику), исходя из моральных норм родителей и общества.

Эго (Я) — это «подсознание», «живущее», как и Супер-Эго, по принципу реальности и цензуры, но цензурирует Эго не только импульсы желаний из бессознательного (ИД), но также и из Супер-Эго и из внешнего мира.

Также ЭГО представляет собой логическое, рациональное и реалистическое мышление, связанные с когнитивными и интеллектуальными функциями личности.

Другими словами, именно ЭГО решает, когда и какие инстинкты могут быть удовлетворены, и является как бы арбитром между желаниями ИД и запретами (цензурой) Супер-Эго, тем самым руководит поведением человека.

Ид (Оно) — это целиком «бессознательное», область инстинктов Эрос и Тонатос (по Фрейду сексуальных, агрессивных, разрушительных).

«Ид» в структуре личности человека «живет» и действует по принципу удовольствия, это нечто темное, хаотичное, примитивное, не поддающееся морали и требующее немедленной разрядки. Ид (или Оно) стоит между психикой и соматикой.

Имеются два механизма бессознательного (Ид), позволяющих снять напряжение: рефлекторные действия и первичные процессы.

Рефлекторные действия ИД — это автоматический ответ на воздействие (кашель, слезы и т.д.).

Первичные процессы Ид — это иррациональная, фантазийная форма представлений, галлюцинаторное исполнение желаний (в мечтах, сновидениях).

Когда у человека все в норме (нет психоэмоциональных проблем) — значит вся структура личности, по Фрейду, работает согласованно, и Супер-Эго, и Эго, и ИД — «живут» в гармонии.

Психические заболевания или расстройства личности наступают, когда Эго не в состоянии контролировать и регулировать деятельность ИД и Супер-Эго.

Цель психоаналитической терапии — наделить властью (энергией) ослабленное ЭГО и привести к гармонии структуру личности человека, тем самым избавив его от эмоциональных, психологических, душевных страданий и улучшить качество жизни и общее здоровье.

Структура личности по Юнгу ^

Аналитическая психология — в ней изложена структура личности по Юнгу — это Эго, Личное бессознательное, Коллективное бессознательное.

Эго — это центр сознания, часть души, включающей чувства, ощущения, воспоминания, мысли, и все то, что позволяет человеку чувствовать свою целостность и осознавать свою идентичность.

Личное бессознательное — это структура личности, в которую входят вытесненные (подавленные) из сознания воспоминания, чувства, переживания.

Также, по Юнгу, в личном бессознательном хранятся комплексы человека, которые могут захватить контроль над личностью и управлять ее поведением.

Коллективное бессознательное — это место хранения древних, скрытых воспоминаний, унаследованных от предков. Из-за этого коллективное бессознательное универсально, в отличие от личного, которое индивидуально.

Главная концепция Юнга — из-за чего собственно он разошелся во мнениях с Фрейдом — это именно коллективное бессознательное, лежащее в структуре личности человека и представленное в виде архетипов (первообразов).

Архетипы, по мнению Юнга, являются универсальными, общечеловеческими моделями восприятия, имеющими значительный эмоциональный элемент. Например, архетипы Матери, Энергии, Бога, архетип Героя, Мудреца, Ребенка и т.д.

Главные архетипы в структуре личности по Юнгу

Основные, главные архетипы в структуре личности по Юнгу — это Персона (Маска), Тень, Анима и Анимус, Самость.

Персона (или Маска) — это социальная роль человека, его публичная личность, маска, которую он неосознанно надевает в связи с господствующими установками с обществе.

Если Эго идентифицируется с Персоной, то человек перестает быть самим собой, всю жизнь играя чужую роль.

Тень — это противоположный Персоне архетип личности. Тень иррациональна, обычно аморальна, содержит отвергаемые в обществе импульсы (иногда сексуальные, агрессивные). Поэтому энергия Тени обычно подавляется защитными механизмами психики.

Зачастую, люди с нормальным ЭГО направляют эту энергию в нужное, управляемое русло. Например, в творческую деятельность.

И «Персона» и «Тень» могут проявляться в личном бессознательном и даже в Эго, например в виде отвергаемых мыслей или приемлемого поведения в социуме.

Анима и Анимус — архетип, связанный с бисексуальностью человека по своей природе. Он отражает женское психологическое начало в мужчине (Анима) и мужское начало в женщине (Анимус), т.е. в современном обществе можно заметить маскулинные проявления у женщин и феминные — у мужчин (не имеется в виду сексуальная ориентация, хотя при серьезных нарушениях может быть неправильная половая идентификация).

Самость — самый главные архетип в структуре личности — центр ЭГО (Я). По сути, это идеал, к которому люди неосознанно стремятся, но редко кто этого достигает.

Самость — «Бог внутри нас» — это архетип стремится к целостности и единству (нечто схожее можно увидеть в религиях Востока, это своего рода совершенство, характерно представленное в образах Христа, Будды…).

За счет индивидуации, обычно к возрасту середины жизни (часто, когда наступает кризис среднего возраста) может наступить четкое ощущение Самости. Это что-то такое…типа ощущение чего-то далекого, непостижимого и незнакомого и одновременно близкого, родного, хорошо известного…

Структура личности по Берну ^

Трансактный анализ — структура личности по Берну — это разделение Эго (Я) на три субличности (Я-состояния) — Родительское Я, Взрослое Я и Детское Я.

«Родитель» (родительское Эго-состояние «Р») — это хранилище морально-этических норм и ритуалов, заложенных в программы поведения человека родителями и другими воспитателями, а также социумом. Родитель «живет» по принципу предвзятости, долженствования, требований, запретов и разрешений («надо-не надо», «должен-не должен», «обязан-не обязан», «нельзя-можно»).

В Берновском Родителе, как и во Фрейдовском Супер-Эго, хранится совесть и цензура, а также стереотипное мышление, предвзятости и глубинные убеждения человека. В большинстве своем, все это не осознается и включается в мышление, чувствование и поведение человека автоматически.

Родительское -эго-состояние в ряде случаев может быть заблокировано, что может сделать человека аморальным циником.

«Взрослый» (взрослое Я-состояние) «В» — это логическая и рациональная часть структуры личности, способная к тестированию реальности в настоящем времени, выстраиванию прогнозов и адаптации к ситуации. Взрослый «живет» по принципу реальности («могу-не могу», «возможно-невозможно», «реально-нереально»…).

В случае «заражения» (контаминации) Взрослого Эго-состояния Родителем, Ребенком или сразу обоими, наблюдается структурная патология личности, что приводит к различным расстройствам, неврозам и проблемам в отношениях.

Например, если Взрослый контаминирован Ребенком, то человек становится инфантильным, несдержанным, с иллюзорным мышлением и не совсем адекватным чувствованием и поведением.

Если Взрослый «заражен» Родителем, то человек, например, становится ригидным, менторским, занудливым…

При контаминации Взрослого эго-состояния, и Родителем и Ребенком одновременно — это приводит к неврозам, психологическим, эмоциональным, когнитивным и поведенческим расстройствам личности.

У некоторых людей Взрослая часть личности может быть заблокирована — это обычно приводит к психотическим расстройствам (психозам) и патологиям.

«Ребенок» (детское Эго-состояние) «Д» — это часть структуры личности, которая «живет» по принципу удовольствия и эмоций («хочу-не хочу»).

От свободы Ребенка зависит спонтанность человека, интуиция, творчество и креативность. Эта детская часть личности дает человеку счастье, радость жизни и близость общения и отношений.

Но, при слабом Взрослом, детское Я-состояние может принести и душевные страдания из-за непредсказуемости, несдержанности, асоциальности…

Иногда Ребенок может быть заблокирован, тогда человек становится бесчувственным, безрадостным, с пустотой в душе, по сути «роботом».

Пройдите тест Родитель, Взрослый, Ребенок

Личностная структура по Берну второго порядка

Структура личности 2-го порядка


Р-3 («Родитель» в «Родителе Р-2») — это, по сути, один из реальных родителей (воспитателей) вашего настоящего родителя (мамы, папы и других воспитателей) — для вас бабушка, дедушка, сохраненные в глубине психики.

Точнее, Р-3 — это набор информации (убеждения, мысли, установки, стратегии поведения), унаследованные от родителей и воспитателей ваших родителей (от ваших дедушек, бабушек и других значимых людей).

В-3 (Взрослый в Родителе Р-2) — это Взрослое Эго-состояние ваших реальных прародителей.

Д-3 (Ребенок в Родителе Р-2) — это Ребенок, Детское эго-состояние ваших прародителей (дедушек, бабушек…), сохраненных в структуре личности у вас.

Р-2 (Родитель) — это то же Родительское Эго, но с более глубинным анализом. Здесь находятся эго-состояния интроецированные от реальных родителей и воспитателей.

В-2 (Взрослый) — это Я-состояние не делится…в него ничего не входит…

Д-2 (Ребенок) — это, по сути, вы и есть…только в возрасте 3-5-7 лет, с внесенными автоматом установок ваших реальных родителей, и зафиксированных в структуре личности второго порядка — более глубоко в психике.

Р-1 (Родитель в Ребенке Д-2) — это набор информации, программ и установок (часто неадекватных и негативных), переданных вам неосознанно в процессе воспитания (родительского программирования сценария жизни) от «Д-2» ваших реальных родителей и воспитателей.

По Берну, «Р-1» — это «Электрод», суть которого «включать» негативные мысли, чувства и поведение. Говоря на «компьютерном языке» — это как бы «Вирус», который мешает человеку быть счастливым, нормально, адекватно реагировать на ситуации в жизни, быть самим собой и радоваться жизни.

Еще, некоторые аналитики и психотерапевты, называют «Р-1» «Большим Свином» (подкладывает нам свинью), внутренним «Бесом» (делает нам всякие пакости), «внутренним врагом» (когда мы как бы сами себе вредим и создаем проблемы)…и т.п.

Главная задача транзактного анализа (СМ.) и психотерапии, условно говоря, обнаружить «вирус Р-1» и обезвредить его… (сделать человека свободным от негативных, иллюзорных убеждений и верований, избавить от вредных, накопленных эмоций, и обучить новой, адекватной ситуации, стратегии поведения).

В-1 (Взрослый в Ребенке Д-2) — это, по Берну, «Маленький профессор». Эта часть личности развивается примерно к 4-5 годам («возраст почемучки»), и ребенок в это время активно познает мир, порой задавая родителям «сложные вопросы».

Именно эта часть личности принимает решение, как вы проживете свою жизнь, какова будет ваша судьба.

Также, у взрослого человека, «В-1» служит источником интуиции.

Например, если вы курите, переедаете, «перепиваете»…или по другому вредите себе, если у вас невроз, страхи, депрессия и другие расстройства личности, то чтобы изменить свою жизнь к лучшему, вам не достаточно осознать проблему во Взрослом эго-состоянии «В-2» — каждый и так знает, что хорошо, а что плохо.

Нужно чтобы это «понял» и «принял новое решение» ваш «В-1» (Взрослый в Ребенке) — на это и направлена психотерапия и психоанализ.

Д-1 (Ребенок в Ребенке Д-2) — это вы и есть, только еще без всяких установок, убеждений, верований и другого «информационного мусора». Это естественный, настоящий Ребенок внутри вас.

Т.е., когда вы родились — это и был «Д-1», который сейчас, во взрослой жизни, может находится в плену приобретенных убеждений, установок, мыслей и представлений. И если этот Ребенок в Ребенке закрыт, то человек априори не может быть счастливым.

В процессе психотерапии и психоанализа, это настоящее Детское Я-состояние освобождается от гнета «Р-1» (Б. Свина) и человек начинает личностно расти, становится самим собой, укрепляет свою жизненную Я-позицию…и…становится счастливым…, «заражая» этим счастьем и своих близких…

Структура личности по Перлзу ^

Гештальт-подход — структура личности по Перлзу — это три части Я-осознания действительности — внешняя реальность, внутренняя реальность и абстрактная реальность.

Внешнее осознание реальности — это то, что вы можете видеть, слышать, ощущать телесно, чувствовать запах и вкус в реальном времени…причем не только вы, но и окружающие…

Внутреннее осознание реальности — это то, что можете чувствовать и ощущать своими органами чувств только вы, т.е. это то, что внутри вашего тела.

Абстрактное осознание реальности — это знания, размышления, фантазии, грезы, иллюзии, воспоминания прошлого и планирование будущего… — все это составляет человеческую суть.

Но чтобы человек был счастливым, все три части Я-осознания, вся структура личности, должна работать равномерно…

Во многих психоаналитических и психотерапевтических школах современности, также как и у перечисленных выше авторитетов психоанализа и психотерапии, используется структура личности (психики) человека, и как правило это три части Я — «Стереотипное Я», «Рациональное Я» и «Эмоциональное Я».

Я-стереотипное схоже с Супер-Эго Фрейда, Родительским-Эго Берна, Абстрактным Я Перлза.

Я-рациональное схоже с Фрейдовским Эго, Взрослым-Я Эрика Берна, Внешним Я Фрица Перлза.

Я-эмоциональное напоминает ИД Зигмунда Фрейда, Берновское Детское Я, Внутреннее Я Фредирика Перлза.

«Троица» в структуре человека знакома многим, большинство знают, что человек состоит из трех частей — Тело, Душа, Дух. Все это составляет одно целое. И когда все три части в гармонии друг с другом, то и у человека все хорошо.

Психоанализ и психотерапия помогают людям придти к гармонии внутри своей личности, и тем самым избавиться от психосоматических, эмоциональных проблем и наладить межличностные отношения.

ЗАПИШИТЕСЬ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ОНЛАЙН И ИЗБАВЬТЕСЬ ОТ «СТРУКТУРНОЙ ПАТОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ» (сделайте свои «Я» одним целым)

Пройдите бесплатные тесты — узнайте о глубинах психики и структуре своей личности больше…

Close