Детский рисунок семьи — диагностика семейных отношений

Уважаемые посетители психоаналитического кабинета Олега Матвеева, на этой странице мы разберем, как провести диагностику семейных ролей по детскому рисунку семьи.

Семейные роли в детских рисунках «Моя семья»

Семейные роли (функции, выполняемые тем или иным членом семьи) наиболее четко прослеживаются по динамическому рисунку «Моя семья».
Риснок 134
Так, на рис. 134 папа Любы изображен смотрящим телевизор, мама — готовящей обед, сама Люба — делающей уроки, а ее младший брат — играющим на компьютере. Это весьма обычное в детских рисунках распределение семейных функций.
В рисунке подчеркнута главенствующая роль папы, хотя, судя по тому, что он смотрит телевизор, его функция в семье не особенно значима; затем следует мама и далее на одном и том же уровне изображены дети. Различие в положении детей и мамы не велико.

Можно полагать, что в семье Любы папин авторитет весьма высок, тогда как мама выступает скорее как партнер детей, чем как руководитель, чьи указания беспрекословно выполняются.
Рисунок 135
На рис. 135, как и на предыдущем, маме отведена хозяйственная роль: по словам девочки, она стоит у плиты и готовит. Папина семейная роль довольно неопределенна: он сидит и делает корабли (имеется в виду изготовление игрушечной модели корабля). По поводу собственного изображения Мила сообщает: «Я подметаю у папы в комнате. Вот совочек лежит».
Папа изображен самым высоким, что говорит о его высокой значимости в семье.
Рисунок 136
Однако в рисунке семьи животных, сделанном той же девочкой (рис. 136), иерархические отношения выглядят существенно иначе. Мама-слон сильно возвышается над остальными членами семьи, а папа-черепаха изображен почти таким же маленьким, как дочка-мышка. Слон, как и другие крупные животные (носорог, бегемот, бык), символизирует ярко выраженную доминантность. Черепаха — символ замкнутости, изолированности.
Рисунок 137
У пятнадцатилетнего Михаила Б., воспитывающегося в неполной семье, совершенно определенно задана обслуживающая функция матери (рис. 137). Она особо подчеркнута описанием, которое дал мальчик: «Это я. В зимнюю пору я стою в зеленой рубашке и думаю, что же сломалось в печатной схеме, которая у меня в руке. В другой руке у меня диэлектрическая отвертка. Это — моя мама. Она в халате, летом, идет к стиральной машине, чтобы постирать и выжать мою рубашку для праздника, которую я испачкал известью».

Как в рисунке, так и в рассказе абсолютно отсутствуют какие-либо контакты между членами семьи. Это подчеркнуто тем, что Михаил даже разделил себя с матерью во времени. Ситуация объясняется наличием серьезного конфликта, вызванного типичной для подростков борьбой за самостоятельность. По признанию мамы, она не способна ни найти с сыном общий язык, ни управлять его поведением.

Рисунок свидетельствует о том, что, по крайней мере в своем собственном восприятии, Михаил уже довольно взрослый и самостоятельный человек.

Рисунок он начал с себя; это, а также особая тщательность при изображении себя и подчеркнутая небрежность при изображении матери говорит о том, что к себе он относится очень хорошо и является, по собственному мнению, значимой фигурой, тогда как его отношение к матери гораздо менее позитивно. Изображение первым себя характерно для демонстративных детей с высокой самооценкой.
Рисунок 138
В рисунке семьи животных, сделанном 34-х летней Екатериной С, представлено распределение функций, соответствующее социальному шаблону: папа-олень — глава семьи, основная функция мамы-коровы — забота о ребенке, ребенок-котенок — пассивный объект заботы (рис. 138).

Этот рисунок отражает скорее представления Екатерины об идеале, нежели реальную семейную ситуацию. В действительности ее двенадцатилетний сын отнюдь не пассивен, а, напротив, гиперактивен и малоуправляем. Сама она — деловая женщина, уделяющая семье и сыну довольно мало времени.

Судя по рисунку, можно полагать, что Екатерина не удовлетворена существующим положением и хотела бы видеть свою семейную жизнь совершенно иной, чем она есть.
Рисунок 139
В рисунке семьи, сделанном одиннадцатилетним Юрой М., (рис. 139) распределение функций практически такое же, как и в рисунке Екатерины. Однако в этом случае рассказ родителей дает все основания полагать, что Юра воспроизвел реальную семейную ситуацию, а не свои идеализированные представления. Изображение себя в виде маленького ребенка, служащего объектом маминой подчеркнутой заботы, говорит о Юриной инфантильности. Мама на рисунке изображена первой, затем — сам Юра и последний — папа, как фигура наименее значимая.
На 4-й странице: Благоприятная семейная ситуация по рисунку ребенком семьи


Помощь психолога-психоаналитика Skype, ICQ

Консуьтация психоаналитика по E-mail

Смотрите также рисуночные тесты:

Close