Как управлять своими эмоциями и чувствами
Знание, как управлять своими эмоциями и чувствами дает возможность человеку управлять своим мышлением, поведением, жизнью и судьбой, и другими людьми, да что там — всем миром.
Владеющий собой — владеет миром, сказал Сенека. Так научитесь управлять своими чувствами и эмоциями, чтобы владеть собой.
Приветствую Вас, уважаемые посетители сайта психотерапевтической помощи Психоаналитик-Матвеев.РФ, сегодня в рубрике самопомощь, Вы узнаете, как можно управлять своими эмоциями и чувствами с помощью простой техники когнитивной терапии
Как научиться управлять своими эмоциями
Вам представлена когнитивная техника сократического диалога с самим собой, чтобы научиться управлять своими эмоциями и чувствами.
Например, вы злитесь на своего друга за его поведение (это эмоция гнева), и уже готовы к агрессивным действиям, против себя – если вы интроверт, или против других – если экстраверт.
Как придти в норму и избавиться от гнева, особенно если он реально необоснован, и как не стать агрессивным при этом?
Чтобы узнать как управлять эмоциями, давайте уясним когнитивную модель.
Ее суть: «Как я думаю – так я себя и чувствую, а как чувствую – так и веду себя (включая физиологические реакции организма)»
То есть, наши чувства и эмоции, а вместе с ними поведенческие и физиологические реакции (артериальное давление, учащенное или замедленное дыхание, повышенное потоотделение, комок в горле, покраснение кожных покровов и так далее), напрямую зависят от нашего мышления, от нашей интерпретации психотравмирующей, стрессовой ситуации (в нашем примере – поведение друга).
Схема процесса когнитивной ошибки (ошибки мышления) такова:
Стрессовая ситуация – Дисфункциональная автоматическая мысль (Автомысль) или представление (образ) – Эмоция (чувства) – Поведение (и/или физиологические реакции).
По сути, что бы вернуться к нормальному самочувствию, мы можем сломать эту цепочку в любом месте, например, изменив ситуацию: не будет мыслей о ней – не будет и эмоций…
Но ситуацию не всегда можно изменить, тем более, что незавершенная ситуация с автомыслью и не отработанной эмоцией – сохраниться в голове, в глубинах психики, и потом проявит себя, например, в отношениях.
Саму эмоцию, или соответствующее ей поведение – сложно изменить, особенно, когда вы испытываете ее в данный момент. Поэтому, мы с вами будем обнаруживать и менять дисфункциональные автоматические мысли (сокращенно – автомысли).
Переходим к практике применения этой техники, чтобы управлять эмоциями
Может я подумал, что какой милый у меня друг, как он внимателен ко мне?
Вряд ли! Наверное, я подумал, что он меня не любит и не уважает, раз так ведет себя? (мысли быстрые, поэтому нужно поймать их интуитивно)
Что ж, эта мысль подходит: «Он меня не уважает», поэтому я разозлился и готов был прибить его.
Задаете себе вопрос: «Насколько я верю в эту идею, что мой друг меня не уважает?» (от 0 до 100%)… скажем 90% (записываем)
Насколько сильна, интенсивна моя эмоция злости? (от 0 до 100%)… скажем 80% (записываем).
Далее, вам нужно найти адаптивный ответ на это утверждение (автомысль).
Для этого проводим диалог с самим собой: задаем и отвечаем себе на следующие вопросы:
1) Каковы доказательства, поддерживающие эту идею?
Выписываем доказательства (аргументы) штук десять.
Например: Он меня не уважает, потому что не дал в долг.
Далее, также пишем полное предложение, начиная с автомысли: « он меня не уважает, потому что….
И доказываем….
2) Каковы доказательства, противоречащие этой идее?
Здесь находим больше доказательств, чем в предыдущем вопросе.
Например: Он меня уважает, потому что….
3) Существуют ли альтернативные объяснения этой идеи?
Например: Он не то что не уважает меня, просто у него было плохое настроение… не было денег….
4) Что самое плохое может произойти, если он меня не уважает?
Например: мы перестанем дружить
5) Представить, что так произошло, и спросить себя: «Смогу ли я это пережить?»
6) Что самое лучшее может произойти, если он меня не уважает?
Например: он станет меня уважать.
7) Что самое реальное может произойти, если он меня не уважает?
Например: мы выясним отношения, и продолжим дружбу.
8) Каковы последствия моей веры в эту идею, что он меня не уважает?
Например: я накоплю негатива, и мы разругаемся.
9) Каковы последствия изменения этой мысли?
Например: я перестану злиться, копить негативы, и смогу решить эту проблему.
10) Что я должен делать в связи с этим?
Например: изменить свое отношение (мышление) к определенной ситуации….
11) Что я мог бы посоветовать близкому человеку, находящемуся в такой же ситуации?
Записываем крупно адаптивный ответ, например: «МОЕ НАСТРОЕНИЕ НЕ ЗАВИСИТ ОТ УВАЖЕНИЯ МЕНЯ ДРУГИМИ». (потом, это можно несколько раз перечитывать, для закрепления результата).
Далее задаем себе вопросы:
На сколько % я сейчас верю в эту идею, что он меня не уважает? Например 30%. ( или вообще не верю).
Какова сила (интенсивность) моей злости? Например: у меня уже нет злости (или столько то %).
Если вы все сделали правильно, то вера в автомысль уменьшится или вовсе исчезнет, как и сила эмоции, и вы почувствуете себя лучше!
Точно так же, можно управлять другими эмоциями и чувствами, автомыслями и поведением, включая — навязчивые идеи….
Как только Вы почувствовали изменение настроения или проявление негативной эмоции (чувства), сразу спросите себя: «О чем я только что подумал?», и найдите адаптивный ответ.
Читайте про то, как управлять разными чувствами и эмоциями
Проходите профессиональные психологические тесты на чувства человека и его эмоции:
Психологический тест на эмоциональное состояние личности