Терапевтические сказки: сказкотерапия для детей дошкольников, школьников и взрослых
Сказкотерапия для детей и взрослых, для дошкольников и школьников (младших и старших), давно стала популярным методом психотерапии и психоанализа.
Используя сказкотерапию практические психологи помогают и взрослым и, особенно, детям избавиться от различных негативных эмоциональных проявлений: страхи, тревожность, фобии, агрессивность и др.
Волшебные сказки любят без исключения все дети и многие взрослые, т.к. они тоже родом из детства. И маленький Ребенок по-прежнему живет в каждом взрослом человеке (см. трансакционный анализ), зачастую продолжая руководить нашими чувствами, мыслями и поведением в зрелости.
Детские сказки оказывают большое влияние на жизненный сценарий (путь) человека, на его нынешнюю судьбу.
Поэтому сказкотерапия для взрослых используется наряду со сказкотерапией школьников и дошкольников, помогая избавиться не только от невротических симптомов, но и улучшить, а то и полностью изменить в лучшую сторону, всю жизнь человека, его будущее…его судьбу, сделать из хронического неудачника достойного победителя.
Сказкотерапия для детей дошкольников и школьников
Для дошкольников и школьников разного возраста используются различные сказки, истории, притчи, басни и др.
В сказкотерапии применяются детские сказки в зависимости от конкретной психологической проблемы ребенка:
- Сказки для детей испытывающих страхи темноты, страхи перед природными стихиями (ветер, гроза, вода…) и животными, страх перед врачом и медпроцедурами, и др.
- Сказки для гиперактивных или гипоактивных, тревожных детей, дошкольников и школьников
- Сказки для дошкольников перед поступлением в школу, окочанием детсада, при новой социализации, изменении состава и членов семьи, и т.д.
- Сказки для школьников с неадекватным поведением, нарушениями в учебной деятельности и группового общения и взаимодействия со сверстниками, др.
- Сказки для маленьких детей столкнувшихся с семейными проблемами: ссоры родителей, конфликтная атмосфера, семейное насилие, скандалы, развод и новая семья, и др.
- Сказки детям, потерявшим родителей, близких людей и любимых животных…
Множество других тематических сказок по другим психоэмоциональным проблемам ребенка.
Сказкотерапия для взрослых
Как уже было замечено выше, в каждом взрослом человеке продолжает жить ребенок, маленький мальчик или девочка, поэтому сказкотерапия для взрослых может также успешно применяться, как и для детей при различных психологических, личностных и эмоциональных проблемах (все они, отголоски из детства).
А то, что многие взрослые люди любят сказки, можно определить по большому количеству сериалов на нашем телевидении, особенно мелодраматичных, житейских и любовных историй, так любимых многими женщинами.
Ведь в «сказочных» сериалах, при долгих, во много серий, мытарствах главной героини, она, все же, из «лягушки» становиться «принцессой», а «добро» побеждает «зло».
Типичная проекция собственной неудовлетворенности реальной жизнью на героев сериалов, где все же, однозначно, будет счастливый конец. Своеобразная защита психики.
Здесь, в «сказочных сериалах», некое проявление сказкотерапии с целью некоторой эмоциональной разрядки, психологическое сглаживание острых углов повседневной, часто не очень счастливой, реальности.
Хотя, однако, эта увлеченность проблему не решает, нужен профессиональный, психотерапевтический подход, включающий в себя, наряду с «лечением сказкой», другие психотерапевтические методы: сценарный анализ, когнитивная психотерапия, психоаналитика, гештальт-психотерапия и, иногда, терапия гипнозом и психологический тренинг.
Суть сказкотерапии для детей и взрослых
Если точно подобрать сказочный образ, согласующийся с основной проблемой ребенка, то методы сказкотерапии будут весьма эффективными и полезными.
Т.к. образы сказок, обращаясь и к сознанию и к подсознанию, вызывают и у ребенка и у взрослого эмоциональный отклик, приводя к психотерапевтическому эффекту и изменению на глубинном уровне психики.
В сказкотерапии для дошкольников, школьников и для взрослых людей, используются психокоррекционные и психотерапевтические сказки на основе народного, авторского художественного творчества.
При сказкотерапии маленьких детей лучше подходят сказки про животных, про отношения их с людьми…
При сказкотерапии школьников-подростков, больше используют сказки бытовой направленности и притчи, а также, басни и истории.
Страшные сказки (страшилки), часто используются самими детьми, школьного возраста, для самотерапии.
К примеру, наверно, многие люди, отдыхавшие в пионерских лагерях советского периода, могут припомнить как перед засыпанием рассказывали друг другу страшные истории с пугающим и смешным концом, тем самым, как бы ломая внутри себя некоторые страхи.
Также, в сказкотерапии вместе с рассказыванием волшебных историй, используется и рисование сказок, песочная терапия, художественная лепка и работа с куклами…
Для школьников, в сказкотерапии, используют дидактические сказки, которые помогают лучше усваивать учебный материал и выполнять домашнее задание
Как проводится сказкотерапия детей дошкольников и младших школьников
Чтобы сказкотерапия была эффективной и реально оказала помощь ребенку дошкольнику или младшему школьнику, да, впрочем и взрослому, нужно придерживаться некоторых правил:
- Сказка должна отражать проблему человека, взрослого или ребенка
- В сказочной истории должен предлагаться замещающий опыт, используя который, дошкольник, школьник или взрослый сможет сделать новый выбор решая свою проблему
- Сюжет сказки нужно разворачивать в определенной последовательности
а именно:
- ЖИЛИ-БЫЛИ…
Начало сказки, знакомство с героями…
Детям трех-четырех лет лучше делать главными героями животных, маленьких человечков, игрушки…
С пяти лет можно использовать фей, колдунов и волшебников, принцев и принцесс…
В подростковом возрасте используют сказки-притчи, бытовые сказки…
- И ВДРУГ ОДНАЖДЫ…
Сказочный герой сталкивается с проблемой, схожей с проблемой ребенка или взрослого…
- ИЗ-ЗА ЭТОГО…
Здесь показывается в чем состоит решение проблемы, и как это делает сказочный герой…
- КУЛЬМИНАЦИЯ…
Персонаж, герой сказки справляется с проблемой…
- РАЗВЯЗКА…
Позитивный конец сказки, хэппи энд!
- МОРАЛЬ…
Сказочные герои извлекают уроки из своего поведения и мышления. Их жизнь меняется в лучшую сторону.
Самостоятельное проведение сказкотерапии
При отсутствии патологии, длительных невротических реакций (симптомов) у ребенка, родители могут использовать сказкотерапию, в легких случаях, для детей дошкольников и младших школьников самостоятельно.
Однако, лучше предварительно проконсультироваться у личного психолога…
Для самостоятельной сказкотерапии, используя вышеизложенные правила, можно вместе с ребенком придумать сказку, соответствующую его психологической проблеме.
- Сперва необходимо придумать сказочного героя, близкого по полу, возрасту, характеру и т.п.
- Далее, описать героя, его жизнь в сказке таким образом, чтобы ребенок заметил сходство с собой (но, не явно)
- Затем Ваш герой попадает в схожую ситуацию, включая все эмоциональные переживания ребенка
- Герой сказки ищет выход из негативной ситуации. Ситуация может усугубляться, подводя к логическому концу. Вместе с ребенком нужно помочь герою решить проблему, объясняя ему смысл происходящего в сказке, находя позитивное решение
Потом герой сказки осознает свое неправильное поведение, мысли и чувства, и становится на позитивный путь изменений
Сочиненную сказку можно просто прочитать ребенку без обсуждений, давая возможность самому подумать.
Так же можно нарисовать эту сказку, проиграть ее с помощью куклы, песочницы и фигурок.
Правила проведения сказкотерапии для детей дошкольного и младшего школьного возраста
- Читая или рассказывая сказку, проявляйте подлинные чувства и эмоции
- Ребенок должен видеть всего рассказчика: лицо, глаза, мимику, позу и жесты
- Не делать длительных пауз
Особые замечания: при сказкотерапии детей следует иметь ввиду, что если ребенок прерывает сказку и предлагает неожиданный конец, торопится отвечать, понижает голос с признаками волнения на лице (краснеет, выступает пот, появляются тики и др.), отказывается отвечать на вопросы, желает опередить события или хочет начать сказку сначала — это, или что-то подобное и другое необычное поведение, следует рассматривать как признаки возможной патологии и невротического состояния.
При этом, нужно получить консультацию психотерапевта
Всего доброго!
Читайте Статьи по психоанализу и психотерапии:
- Как избавиться от панических атак самостоятельно навсегда
- Логотерапия Франкла — экзистенциальный анализ (дерефлексия, логоанализ)
- Парадоксальная интенция Франкла — метод быстрой терапии страхов, фобий, навязчивости (ОКР)
- Имплозивная терапия, «Флудинг» — техника «Наводнение» для лечения Страхов, Фобий, ПА, ВСД, Вегетоневрозов
- Телесно-ориентированная психо-терапия Райха — упражнения, обучение
Тренинги для детей и взрослых
Рисуночные тесты для детей (исследование личности ребенка)
Психодиагностика детей и взрослых