Терапевтические сказки: сказкотерапия для детей дошкольников, школьников и взрослых

Сказкотерапия для детей и взрослых, для дошкольников и школьников (младших и старших), давно стала популярным методом психотерапии и психоанализа.

Используя сказкотерапию практические психологи помогают и взрослым и, особенно, детям избавиться от различных негативных эмоциональных проявлений: страхи, тревожность, фобии, агрессивность и др.

Волшебные сказки любят без исключения все дети и многие взрослые, т.к. они тоже родом из детства. И маленький Ребенок по-прежнему живет в каждом взрослом человеке (см. трансакционный анализ), зачастую продолжая руководить нашими чувствами, мыслями и поведением в зрелости.

Детские сказки оказывают большое влияние на жизненный сценарий (путь) человека, на его нынешнюю судьбу.

Поэтому сказкотерапия для взрослых используется наряду со сказкотерапией школьников и дошкольников, помогая избавиться не только от невротических симптомов, но и улучшить, а то и полностью изменить в лучшую сторону, всю жизнь человека, его будущее…его судьбу, сделать из хронического неудачника достойного победителя.

Сказкотерапия для детей дошкольников и школьников

Детские психологические проблемы, такие как страхи, нервные тики, агрессивность, энурез, девиантное поведение и др., могут быть решены с помощью сказкотерапии для детей.

Для дошкольников и школьников разного возраста используются различные сказки, истории, притчи, басни и др.

В сказкотерапии применяются детские сказки в зависимости от конкретной психологической проблемы ребенка:

  1. Сказки для детей испытывающих страхи темноты, страхи перед природными стихиями (ветер, гроза, вода…) и животными, страх перед врачом и медпроцедурами, и др.
  2. Сказки для гиперактивных или гипоактивных, тревожных детей, дошкольников и школьников
  3. Сказки для дошкольников перед поступлением в школу, окочанием детсада, при новой социализации, изменении состава и членов семьи, и т.д.
  4. Сказки для школьников с неадекватным поведением, нарушениями в учебной деятельности и группового общения и взаимодействия со сверстниками, др.
  5. Сказки для маленьких детей столкнувшихся с семейными проблемами: ссоры родителей, конфликтная атмосфера, семейное насилие, скандалы, развод и новая семья, и др.
  6. Сказки детям, потерявшим родителей, близких людей и любимых животных…

Множество других тематических сказок по другим психоэмоциональным проблемам ребенка.

Сказкотерапия для взрослых

Как уже было замечено выше, в каждом взрослом человеке продолжает жить ребенок, маленький мальчик или девочка, поэтому сказкотерапия для взрослых может также успешно применяться, как и для детей при различных психологических, личностных и эмоциональных проблемах (все они, отголоски из детства).

А то, что многие взрослые люди любят сказки, можно определить по большому количеству сериалов на нашем телевидении, особенно мелодраматичных, житейских и любовных историй, так любимых многими женщинами.

Ведь в «сказочных» сериалах, при долгих, во много серий, мытарствах главной героини, она, все же, из «лягушки» становиться «принцессой», а «добро» побеждает «зло».

Типичная проекция собственной неудовлетворенности реальной жизнью на героев сериалов, где все же, однозначно, будет счастливый конец. Своеобразная защита психики.

Здесь, в «сказочных сериалах», некое проявление сказкотерапии с целью некоторой эмоциональной разрядки, психологическое сглаживание острых углов повседневной, часто не очень счастливой, реальности.

Хотя, однако, эта увлеченность проблему не решает, нужен профессиональный, психотерапевтический подход, включающий в себя, наряду с «лечением сказкой», другие психотерапевтические методы: сценарный анализ, когнитивная психотерапия, психоаналитика, гештальт-психотерапия и, иногда, терапия гипнозом и психологический тренинг.

Суть сказкотерапии для детей и взрослых

Сказкотерапия для детей и взрослых заключается в использовании метафор и других образов, имеющих место в любой сказке, басне и другом художественном произведении. Они, образы, и влияют, сознательно и подсознательно, на неосознанные психические процессы: мысли, чувства и эмоции, поведение человека, ребенка или взрослого.

Если точно подобрать сказочный образ, согласующийся с основной проблемой ребенка, то методы сказкотерапии будут весьма эффективными и полезными.

Т.к. образы сказок, обращаясь и к сознанию и к подсознанию, вызывают и у ребенка и у взрослого эмоциональный отклик, приводя к психотерапевтическому эффекту и изменению на глубинном уровне психики.

В сказкотерапии для дошкольников, школьников и для взрослых людей, используются психокоррекционные и психотерапевтические сказки на основе народного, авторского художественного творчества.

При сказкотерапии маленьких детей лучше подходят сказки про животных, про отношения их с людьми…

При сказкотерапии школьников-подростков, больше используют сказки бытовой направленности и притчи, а также, басни и истории.

Страшные сказки (страшилки), часто используются самими детьми, школьного возраста, для самотерапии.

К примеру, наверно, многие люди, отдыхавшие в пионерских лагерях советского периода, могут припомнить как перед засыпанием рассказывали друг другу страшные истории с пугающим и смешным концом, тем самым, как бы ломая внутри себя некоторые страхи.

Также, в сказкотерапии вместе с рассказыванием волшебных историй, используется и рисование сказок, песочная терапия, художественная лепка и работа с куклами…

Для школьников, в сказкотерапии, используют дидактические сказки, которые помогают лучше усваивать учебный материал и выполнять домашнее задание

Как проводится сказкотерапия детей дошкольников и младших школьников

Чтобы сказкотерапия была эффективной и реально оказала помощь ребенку дошкольнику или младшему школьнику, да, впрочем и взрослому, нужно придерживаться некоторых правил:

  1. Сказка должна отражать проблему человека, взрослого или ребенка
  2. В сказочной истории должен предлагаться замещающий опыт, используя который, дошкольник, школьник или взрослый сможет сделать новый выбор решая свою проблему
  3. Сюжет сказки нужно разворачивать в определенной последовательности

а именно:

  • ЖИЛИ-БЫЛИ…

Начало сказки, знакомство с героями…

Детям трех-четырех лет лучше делать главными героями животных, маленьких человечков, игрушки…

С пяти лет можно использовать фей, колдунов и волшебников, принцев и принцесс…

В подростковом возрасте используют сказки-притчи, бытовые сказки…

  • И ВДРУГ ОДНАЖДЫ…

Сказочный герой сталкивается с проблемой, схожей с проблемой ребенка или взрослого…

  • ИЗ-ЗА ЭТОГО…

Здесь показывается в чем состоит решение проблемы, и как это делает сказочный герой…

  • КУЛЬМИНАЦИЯ…

Персонаж, герой сказки справляется с проблемой…

  • РАЗВЯЗКА…

Позитивный конец сказки, хэппи энд!

  • МОРАЛЬ…

Сказочные герои извлекают уроки из своего поведения и мышления. Их жизнь меняется в лучшую сторону.

Самостоятельное проведение сказкотерапии

При отсутствии патологии, длительных невротических реакций (симптомов) у ребенка, родители могут использовать сказкотерапию, в легких случаях, для детей дошкольников и младших школьников самостоятельно.

Однако, лучше предварительно проконсультироваться у личного психолога…

Для самостоятельной сказкотерапии, используя вышеизложенные правила, можно вместе с ребенком придумать сказку, соответствующую его психологической проблеме.

  1. Сперва необходимо придумать сказочного героя, близкого по полу, возрасту, характеру и т.п.
  2. Далее, описать героя, его жизнь в сказке таким образом, чтобы ребенок заметил сходство с собой (но, не явно)
  3. Затем Ваш герой попадает в схожую ситуацию, включая все эмоциональные переживания ребенка
  4. Герой сказки ищет выход из негативной ситуации. Ситуация может усугубляться, подводя к логическому концу. Вместе с ребенком нужно помочь герою решить проблему, объясняя ему смысл происходящего в сказке, находя позитивное решение

Потом герой сказки осознает свое неправильное поведение, мысли и чувства, и становится на позитивный путь изменений

Сочиненную сказку можно просто прочитать ребенку без обсуждений, давая возможность самому подумать.

Так же можно нарисовать эту сказку, проиграть ее с помощью куклы, песочницы и фигурок.

Правила проведения сказкотерапии для детей дошкольного и младшего школьного возраста

При проведении сказкотерапии для детей дошкольного и младшего школьного возраста, следует выполнять следующие правила:

  1. Читая или рассказывая сказку, проявляйте подлинные чувства и эмоции
  2. Ребенок должен видеть всего рассказчика: лицо, глаза, мимику, позу и жесты
  3. Не делать длительных пауз

Особые замечания: при сказкотерапии детей следует иметь ввиду, что если ребенок прерывает сказку и предлагает неожиданный конец, торопится отвечать, понижает голос с признаками волнения на лице (краснеет, выступает пот, появляются тики и др.), отказывается отвечать на вопросы, желает опередить события или хочет начать сказку сначала — это, или что-то подобное и другое необычное поведение, следует рассматривать как признаки возможной патологии и невротического состояния.

При этом, нужно получить консультацию психотерапевта

Всего доброго!

Читайте Статьи по психоанализу и психотерапии:

Сказка Золушка

Красная Шапочка


Тренинги для детей и взрослых

Рисуночные тесты для детей (исследование личности ребенка)

Психодиагностика детей и взрослых