Психологическая защита личности, её механизмы с примерами
Психологическая защита — это своего рода иммунитет психики, охраняющий ее и саму личность от внешнего и внутреннего негативного воздействия.
Психологическая защита работает на бессознательном или подсознательном уровне, и, зачастую, человек не может контролировать свои механизмы психологической защиты, если он ничего не знает о них.
Когда защиты слишком много и не по делу, или работает одновременно несколько механизмов, то возникает обратный результат — психика и личность могут разрушаться.
Психологическая защита и разрушающее действие ее механизмов
Содержание страницы — 8 основных защит:
- МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ:
- 1) Отрицание
- 2) Подавление
- 3) Регрессия
- 4) Компенсация
- 5) Проекция
- 6) Замещение (Смещение)
- 7) Интеллектуализация
- 8) Реактивное образование
Психика человека имеет свойство защищать себя от неблагоприятных воздействий, будь то внешние факторы или внутренние.
Механизмы психологической защиты работают в той или иной мере у каждого человека. Они выполняет функцию стража нашего психического здоровья, нашего «Я» от воздействия стрессов, неудач, повышенной тревожности; от неприятных, разрушающих мыслей, от внешних и внутренних конфликтов, вызывающих негативное самочувствие.
Кроме охраняющей функции психологическая защита человека может нести и разрушающее воздействие на личность, она может не давать личности расти и развиваться, достигать успехов в жизни.
Это происходит при частом повторении какого-либо механизма психологической защиты в сходных жизненных ситуациях. Но некоторые ситуации, хоть и сходны с той, которая изначально вызвала психологическую защиту, все же в ней не нуждаются, т.к. человек способен сознательно решить эту проблему.
Так же психологическая защита становится разрушительной для личности в случаях использования человеком сразу нескольких защит одновременно.
Человек, часто использующий механизмы психологических защит (это происходит бессознательно) обречен на статус «неудачника» в своей жизни.
Механизмы психологической защиты личности
Например, с помощью «вытеснения» человек неосознанно загоняет свои проблемы глубоко в подсознание (в бессознательное). А посредством «сублимации» индивид превращает свою внутреннюю агрессию в творчество (изобразительное искусство, литература и пр.)
Разными авторами описывается различное множество механизмов психологической защиты, всего более 20-ти. Мы остановимся на самых основных и действенных из них, на которых останавливаются все исследователи.
Психологические защиты личности не врожденные, они приобретаются при социализации ребенка, и основным источником развития тех или иных защит, а так же их использования в жизни (по назначению или же разрушающих) являются родители или лица их замещающие.
Короче говоря, использование детьми механизмов психологических защит зависит от того, как и какую защиту используют родители.
В последствии (если уж так воспитали) справиться самостоятельно с излишком психологических защит (а значит перейти из «неудачников» в «победители») будет невозможно без помощи психотерапевта или психоаналитика.
Психологические защиты имеют самую тесную связь с акцентуациями характера, и насколько более выраженной является акцентуация, настолько более выражены механизмы психологической защиты человека.
Зная акцентуацию характера, свои индивидуально-личностные психофизиологические особенности, человек сможет научиться управлять своими психологическими защитами, корректируя их.
(пройти тест на акцентуацию характера)
МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЗАЩИТЫ И ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ: ^
В конце будут даны ссылки на статьи по преодолению механизма психологической защиты для людей с темпераментом сангвиника, меланхолика, холерика и флегматика.
А также, перейдя по ссылкам в конце статьи, вы можете использовать тренинги по психокоррекции своей акцентуации характера, которая напрямую связана с вашими психологическими защитами.
1) Отрицание ^
Отрицание развивается с целью сдерживания эмоции принятия окружающих, если они демонстрируют эмоциональную индифферентность или отвержение.
Это, в свою очередь, может привести к самонеприятию. Отрицание подразумевает инфантильную подмену принятия окружающими вниманием с их стороны, причем любые негативные аспекты этого внимания блокируются на стадии восприятия, а позитивные допускаются в систему.
В результате индивид получает возможность безболезненно выражать чувства принятия мира и себя самого, но для этого он должен постоянно привлекать к себе внимание окружающих доступными ему способами.
Особенности защитного поведения в норме: эгоцентризм, внушаемость и самовнушаемость, общительность, стремление быть в центре внимание, оптимизм, непринужденность, дружелюбие, умение внушать доверие, уверенная манера держаться, жажда признания, самонадеянность, хвастовство, жалость к себе, обходительность, готовность услужить, аффектированная манера поведения, пафос, легкая переносимость критики и отсутствие самокритичности.
К другим особенностям относятся выраженные артистические и художественные способности, богатая фантазия, склонность к розыгрышам.
Предпочтительная работа в сферах искусства и обслуживания.
Акцентуация характера: демонстративный характер
Возможные девиации (отклонения) поведения: лживость, склонность к симуляции, необдуманность поступков, недоразвития этического комплекса, склонность к мошенничеству, эксгибиционизм, демонстративные попытки суицида и самоповреждения.
Диагностическая концепция: истерия.
Возможные психосоматические заболевания (по Ф. Александеру): конверсионно-истерические реакции, параличи, гиперкинезы, нарушения функции анализаторов, эндокринные нарушения.
Тип групповой роли (по Г. Келлерман): «роль романтика».
2) Подавление ^
Подавление, как механизм психологической защиты, развивается для сдерживания эмоции страха, проявления которой неприемлемы для позитивного самовосприятия и грозят попаданием в прямую зависимость от агрессора.
Страх блокируется посредством забывания реального стимула, а также всех объектов, фактов и обстоятельств, ассоциативно связанных с ним.
В кластер психологической защиты подавление входят близкие к нему механизмы: ИЗОЛЯЦИЯ и ИНТРОЕКЦИЯ.
Изоляция подразделяется некоторыми авторами на ДИСТАНЦИРОВАНИЕ, ДЕРЕАЛИЗАЦИЮ и ДЕПЕРСОНАЛИЗАЦИЮ, которые можно выразить формулами: «это было где-то далеко и давно, как бы не наяву, как будто не со мной».
В других источниках эти же термины применяются для обозначения патологических расстройств восприятия.
Особенности защитного поведения в норме: тщательное избегание ситуаций, которые могут стать проблемными и вызвать страх (например, полеты на самолете, публичные выступления и т.д.), неспособность отстоять свою позицию в споре, соглашательство, покорность, робость, забывчивость, боязнь новых знакомств, выраженные тенденции к избеганию и подчинению подвергаются рационализации, а тревожность — сверхкомпенсации в виде неестественно спокойного, медлительного поведения, нарочитой невозмутимости и т.п.
Акцентуация характера: тревожность (по К. Леонгарду), конформность (по П.Б. Ганнушкину).
Возможные девиации поведения: ипохондрия, иррациональный конформизм, иногда крайний консерватизм.
Возможные психосоматические заболевания (по Э. Берну): обмороки, изжога, потеря аппетита, язва 12-перстной кишки.
Диагностическая концепция: пассивный диагноз (по Р. Плутчику).
Тип групповой роли: «роль невиновного».
3) Регрессия ^
Регрессия предполагает возвращение в эксквизитной ситуации к более незрелым онтогенетически паттернам поведения и удовлетворения.
Регрессивное поведение, как механизм психологической защиты, как правило поощряется взрослыми, имеющими установку на эмоциональный симбиоз и инфантилизацию ребенка.
В кластер регрессии входит также защитный механизм ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ, предполагающий непроизвольные иррелевантные действия для снятия напряжения.
Особенности защитного поведения в норме: слабохарактерность, отсутствие глубоких интересов, податливость влиянию окружающих, внушаемость, неумение доводить до конца начатое дело, легкая смена настроения, плаксивость, в эксквизитной ситуации повышенная сонливость и неумеренный аппетит, манипулирование мелкими предметами, непроизвольные действия (потирание рук, кручение пуговиц и т.п.), специфическая «детская» мимика и речь, склонность к мистике и суевериям, обостренная ностальгия, непереносимость одиночества, потребность в стимуляции, контроле, подбадривании, утешении, поиск новых впечатлений, умение легко устанавливать поверхностные контакты, импульсивность.
Акцентуация характера (по П.Б. Ганнушкину): неустойчивость.
Возможные девиации поведения: инфантилизм, тунеядство, конформизм в антисоциальных группах, употребление алкоголя и наркотических веществ.
Диагностическая концепция: неустойчивая психопатия.
Возможные психосоматические заболевания: данные отсутствуют.
Тип групповой роли: «роль ребенка».
4) Компенсация ^
Механизм психологической защиты КОМПЕНСАЦИЯ, онтогенетически самая поздняя и когнитивно сложная психологическая защита, которая развивается и используется, как правило, сознательно.
Компенсация предназначена для сдерживания чувства печали, горя по поводу реальной или мнимой потери, утраты, нехватки, недостатка, неполноценности.
Компенсация предполагает попытку исправления или нахождения замены этой неполноценности.
В кластер компенсации входят следующие механизмы психологической защиты: СВЕРХКОМПЕНСАЦИЯ, ИДЕНТИФИКАЦИЯ, и ФАНТАЗИЯ, которую можно понимать как компенсацию на идеальном уровне.
Особенности защитного поведения в норме: поведение, обусловленной установкой на серьезную и методическую работу над собой, нахождение и исправление своих недостатков, преодоление трудностей, достижение высоких результатов в деятельности, серьезные занятия спортом, коллекционирование, стремление к оригинальности, склонность к воспоминаниям, литературное творчество.
Акцентуация характера: дистимность.
Возможные девиации: агрессивность, наркомания, алкоголизм, сексуальные отклонения, промискуитет, клептомания, бродяжничество, дерзость, высокомерие, амбициозность.
Диагностическая концепция: депрессивность.
Возможные психосоматические заболевания: нервная анорексия, нарушение сна, головные боли, атеросклероз.
Тип групповой роли: «роль объединяющего».
5) Проекция ^
Психологическая защита ПРОЕКЦИЯ сравнительно рано развивается в онтогенезе для сдерживания чувства неприятия себя и окружающих как результата эмоционального отвержения с их стороны.
Проекция, как механизм психологической защиты, предполагает приписывание окружающим различных негативных качеств как рациональную основу для их неприятия и самопринятия на этом фоне.
Особенности защитного поведения в норме: гордость, самолюбие, эгоизм, злопамятность, мстительность, обидчивость, уязвимость, обостренное чувство несправедливости, заносчивость, честолюбие, подозрительность, ревнивость, враждебность, упрямство, несговорчивость, нетерпимость к возражениями, тенденция к уличению окружающих, поиск недостатков, замкнутость, пессимизм, повышенная чувствительность к критике и замечаниям, требовательность к себе и другим, стремление достичь высоких показателей в любом виде деятельности.
Акцентуация характера: застревающий характер.
Возможные девиации поведения: поведение детерминированное сверхценными или бредовыми идеями ревности, несправедливости, преследования, изобретательства, собственной ущербности или грандиозности.
На этой почве возможны проявления враждебности, доходящие до насильственных действий и убийств. Реже встречаются садистско-мазохистский комплекс и ипохондрический симптомокомплекс, последний на базе недоверия к медицине и врачам.
Диагностическая концепция: паранойя. (тест на параноидное расстройство)
Возможные психосоматические заболевания: гипертоническая болезнь, артриты, мигрень, диабет, гипертиреоз.
Тип групповой роли: «роль проверяющего».
6) Замещение (Смещение) ^
Психологическая защита ЗАМЕЩЕНИЕ — развивается для сдерживания эмоции гнева на более сильного, старшего или значимого субъекта, выступающего как фрустратор, во избежание ответной агрессии или отвержения.
Индивид снимает напряжение, обращая гнев и агрессию на более слабый одушевленный или неодушевленный объект или на самого себя.
Поэтому замещение имеет как активные, так и пассивные формы и может использоваться индивидами независимо от их типа конфликтного реагирования и социальной адаптации.
Особенности защитного поведения в норме: импульсивность, раздражительность, требовательность к окружающим, грубость, вспыльчивость, реакции протеста в ответ на критику, нехарактерность чувства вины, увлечение «боевыми» видами спорта (бокс, борьба, хоккей и т.п.), предпочтение кинофильмов со сценами насилия (боевики, фильмы ужасов и т.п.), приверженность к любой деятельности, связанной с риском, выраженная тенденция к доминированию иногда сочетается с сентиментальностью, склонность к занятиям физическим трудом.
Акцентуация характера: возбудимый характер.
Возможные девиации поведения: агрессивность, неуправляемость, склонность к деструктивным и насильственным действиям, жестокость, аморальность, бродяжничество, промискуитет, проституция, часто хронический алкоголизм, самоповреждения и суициды.
Диагностическая концепция: эпилептоидность (по П.Б. Ганнушкину), возбудимая психопатия (по Н.М. Жарикову), агрессивный диагноз (по Р. Плутчику).
Возможные психосоматические заболевания: гипертоническая болезнь, артриты, мигрень, диабет, гипертиреоз, язва желудка (по Э. Берну).
Тип групповой роли: «роль ищущего козла отпущения».
7) Интеллектуализация ^
Интеллектуализация — это механизм психологической защиты, который развивается в раннем подростковом возрасте для сдерживания эмоции ожидания или предвидения, из боязни пережить разочарование.
Образование данной психологической защиты принято соотносить с фрустрациями, связанными с неудачами в конкуренции со сверстниками.
Предполагает произвольную схематизацию и истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над любой ситуацией.
В этот кластер входят следующие защитные механизмы: АННУЛИРОВАНИЕ, СУБЛИМАЦИЯ и РАЦИОНАЛИЗАЦИЯ.
Последняя подразделяется на рационализацию актуальную, предвосхищающую, для себя и для других, постгипнотическую и проективную и имеет следующие способы: дискредитация цели, дискредитация жертвы, преувеличение роли обстоятельств, утверждение вреда во благо, переоценивание имеющегося и самодискредитация.
Особенности защитного поведения в норме: старательность, ответственность, добросовестность, самоконтроль, склонность к анализу и самоанализу, основательность, осознанность обязательств, любовь к порядку, нехарактерность вредных привычек, предусмотрительность, дисциплинированность, индивидуализм.
Акцентуация характера: психастения (по П.Б. Ганнушкину), педантичный характер (по Леонгарду)
Возможные девиации поведения: неспособность принять решение, подмена деятельности «рассуждательством», самообман и самооправдание, выраженная отстраненность, цинизм, поведение, обусловленное различными фобиями, ритуальные и другие навязчивые действия.
Диагностическая концепция: навязчивость.
Возможные психосоматические заболевания: болевые ощущения в области сердца, вегетативные расстройства, спазмы пищевода, полиурия, сексуальные расстройства.
Тип групповой роли: «роль философствующего».
8) Реактивное образование ^
Реактивное образование — это механизм психологической защиты, развитие которого связывают с окончательным усвоением индивидом «высших социальных ценностей».
Реактивное образование развивается для сдерживания радости обладания определенным объектом (например, собственным телом) и возможности использования его определенным образом (например, для секса и агрессии).
Эта психологическая защита личности предполагает выработку и подчеркивание в поведении прямо противоположной установки.
Особенности защитного поведения в норме: неприятие всего, связанного с функционированием организма и отношениями полов, выражается в различных формах и с различной интенсивностью, избегание общественных бань, уборных, раздевалок и т.п., резкое отрицательное отношение к «неприличным» разговорам, шуткам, кинофильмам эротического характера (а также со сценами насилия), эротической литературе, сильные переживания по поводу нарушений «личностного пространства», случайных соприкосновений с другими людьми (например, в общественном транспорте), подчеркнутое стремление соответствовать общепринятым стандартам поведения, актуальность, озабоченность «приличным» внешним видом, вежливость, любезность, респектабельность, бескорыстие, общительность, как правило, приподнятое настроение.
Из других особенностей: осуждение флирта и эксгибиционизма, воздержанность, иногда вегетарианство, морализаторство, желание быть примером для окружающих.
Акцентуация характера: сенситивность, экзальтированность.
Возможные девиации поведения: выраженная завышенная самооценка, лицемерие, ханжество, крайний пуританизм.
Диагностическая концепция: маниакальность.
Возможные психосоматические заболевания (по Ф. Александеру): бронхиальная астма, язвенная болезнь, язвенный колит.
На этом описание механизмов психологических защит человека — закончено.
Тест на психологическую защиту (Индекс жизненного стиля)
Как преодолеть психологические защиты:
Психологическая самозащита («Психологическое Дзю-до»)
Психокоррекция акцентуации характера прямо влияет на изменение механизмов психологической защиты.
Психокоррекция застревающей акцентуации (психологическая защита «Проекция»)
Коррекция тревожного и эмотивного характера (механизм защиты «Подавление» для тревожного типа и «Компенсация» для эмотивного)
Изменение гипертимной и гипотимной акцентуации («Отрицание», «Компенсация»)
Улучшение педантичного характера («Интеллектуализация»)
Психокоррекция демонстративной акцентуации характера (защита «Отрицание»)
Коррекция экзальтированного и циклотимного характера («Реактивное образование», «Регрессия»)
Изменение возбудимого характера («Замещение»)