Внутриличностный конфликт — диалектика души

Приветствую Вас, уважаемые посетители психологического сайта Психоаналитик-Матвеев.РФ.
Сегодня Вы узнаете, что такое внутриличностный конфликт, и как с ним справляется диалектика души — техника разговора с самим собой для выхода из психологического тупика.

Внутриличностный конфликт

Внутриличностный конфликт — это противостояние различных, чаще противоположных и противоречивых интересов, желаний и влечений человека — конфликт внутри самой личности.

Подобная внутренняя конфронтация личности заводит человека в психологический тупик, выйти из которого порой не просто.

Во время внутриличностного конфликта человек испытывает глубокие эмоционально-психологические переживания; у него снижается самооценка, временно падает интеллект, возрастает стресс; он становится нерешительным и пассивным (проявляется апатия, леность, может наступить депрессия).

Часто, в процессе внутриличностной дискуссии, как бы спора между отдельными частями личности (разными «Я»), основанного на не совпадающих принципах: принципе удовольствия (Хочу), реальности (Могу) и необходимости (Надо), человек доводит себя до невротических состояний: истерии, психастении, неврастении…(в зависимости от акцентуации характера и темперамента).
Внутриличностный конфликт
В итоге, находясь в тупике, при внутриличностном конфликте, человек не может сделать правильный выбор в жизни, или в конкретной патовой ситуации.

Поэтому, чтобы придти к внутриличностной гармонии, разрешить конфликт и выйти из психологического тупика, многим людям нужен посредник (арбитр), для примирения противоборствующих сторон личности («Я»-состояний).
Этим арбитром может быть профессиональный психолог или другой значимый, авторитетный человек (отец, наставник, тренер, учитель…).

Внутриличностный конфликт — основная психологическая проблема многих подростков и взрослых с незрелой личностью. Именно этим и пользуются преступные группировки, сектанты, лже-психотренеры, чародеи и волшебники всех мастей, вербовщики ИГИЛ, например, выступая и психологами и значимыми людьми для неокрепших душ, и втягивая их в свои утопические организации.

Диалектика души

Бессмертные произведения Л.Н. Толстого или Ф.М. Достоевского, и др. — писателей-психологов, знатоков человеческих душ — насыщены порой тягостными внутренними переживаниями и внутриличностными конфликтами героев романов.

Именно в этих классических всемирнопризнанных произведениях широко показана диалектика души русского (славянского) человека.

Прочтите и вдумайтесь, как происходит диалектика души у Пьера Безухова, героя романа Толстого «Война и мир» — отрывок:

«Хорошо бы поехать к Курагину, — подумал он. Но тотчас же он вспомнил данное князю Андрею честное слово не бывать у Курагина.
Но тотчас же, как это бывает с людьми, называемыми бесхарактерными, ему так страстно захотелось еще раз испытать эту столь знакомую ему беспутную жизнь, что он решился ехать.
И тотчас же ему пришла в голову мысль, что данное слово ничего не значит, потому что еще прежде, чем князю Андрею, он дал также князю Анатолю слово быть у него; наконец, он подумал, что все эти честные слова — такие условные вещи, не имеющие никакого определенного смысла, особенно ежели сообразить, что, может быть, завтра же или он умрет, или случится с ним что-нибудь такое необыкновенное, что не будет уже ни честного, ни бесчестного… Он поехал к Курагину.»

Анализируя ход мыслей и поступка Пьера, мы видим небольшой внутриличностный конфликт, разрешенный с помощью диалектики души, и не приведший героя в психологический тупик.

По сути, он говорил про себя и сам с собой. Точнее, одна часть его «Я», назовем ее «Ребенок», живущий по принципу удовольствия (Хочу) противостояла (слегка конфликтовала) с другой частью «Я», назовем ее «Родитель», живущий по принципу чести, морали и нравственности (Надо), а внутренний арбитр — третья часть «Я», назовем ее «Взрослый», живущий по принципу реальности (Могу) — отсутствовала или была пассивна, в силу незрелости (отсюда и «бесхарактерность»).

В данном внутриличностном конфликте победил внутренний «Ребенок». «Родитель» был слабее и потому отступил. Но он еще не раз напомнит о себе, например, когда герой будет винить и упрекать сам себя за глупый поступок.

В обычной, реальной жизни людей бывает множество внутриличностных конфликтов — одни из них, как и внешние конфликты, бывают контруктивны, а другие — деструктивны.

Деструктивный — думаю, понятен — он приводит в тупик, а вот конструктивный внутриличностный конфликт, с помощью диалектики души, мы сейчас рассмотрим.

Техника самотерапии «Диалектика души» — разговор с самим собой

Если Вы внимательно читали статью, то Вы наверное поняли, что практически каждый нормальный человек, в тех или иных ситуациях, разговаривает сам с собой.

У многих возникает дисгармония личности, что приводит к внутриличностному конфликту, который в свою очередь, может завести в тупик, с вероятными невротическими расстройствами. Чтобы этого не случилось нужно научиться диалектике души, т.е. конструктивному диалогу с самим собой. Задействовав все три части личности (три «Я» состояния — Родитель (Надо), Взрослый (Могу) и Ребенок (Хочу) — это концепция трансактного анализа)

В легких случаях можно разговаривать с собой в голове, про себя. В более сложных, с преобладанием негативных эмоций и стресса — можно писать или рисовать диалог с собой (управление мыслями и эмоциями).

Если же Вы уже зашли в психологический тупик, то Вам поможет техника «двух» или «трех» стульев. Суть которой — Вы (условно) рассаживаете на стулья части своей личности (Родитель, Взрослый и Ребенок) и сами, по очереди пересаживаясь на определенный стул, ведете дискуссию то от лица одного «Я», то от другого…

Если у Вас уже появились невротические реакции, из-за внутриличностного конфликта, то здесь понадобятся услуги психотерапевта

Смотрите также:

Close