Определить по детскому рисунку социальные отношения ребенка

Вам, уважаемые посетители психоаналитического кабинета Олега Матвеева, предлагается продолжить знакомство с психологией детского рисунка, и определить по детскому рисунку человека социальные отношения ребенка, его агрессивность, негативизм, асоциальность и антисоциальность (см. начало изучения детского рисунка человека)

Социальные отношения — определение по детскому рисунку: агрессивности, негативизма, асоциальности и антисоциальности

Агрессивностью называют стремление причинять вред другим людям. Однако речь идет не обязательно о физической агрессии. Наряду с ней существует и значительно менее опасная вербальная агрессия — склонность ругаться с окружающими, делать им замечания и т. п.
Детские рисунки - консультация психоаналитика
Агрессия часто бывает защитной, т. е. вызывается ощущением угрозы со стороны окружающих и стремлением защититься от них. Однако такая защита нередко становится опережающей: ожидая нападения, ребенок спешит «дать сдачи» заранее

Негативизм — противодействие требованиям окружающих — может выступать как протестная реакция против несправедливого, по мнению человека, отношения к нему, чрезмерных требований или неправильного устройства мира. Иногда негативизм служит средством привлечь внимание к себе и к своим проблемам. В периоды возрастных кризисов (преддошкольного — 2–3 лет, подросткового — 12–13 лет) это способ утвердить свою самостоятельность, взрослость. Негативизм — это нормальное возрастное явление.

Антисоциальность представляет собой отклонение от нормы. В отличие от негативизма, это противодействие не конкретным требованиям конкретных людей, а общим социальным нормам (в частности, моральным). Отличие антисоциальности от асоциальности в том, что в последней отсутствует противодействие нормам, а имеется лишь безразличие к ним или их непонимание

При асоциальности и особенно при антисоциальности нередко наблюдается психопатоподобное поведение, характеризуемое импульсивностью, нарушением общепринятых норм. Поведение, не соответствующее нормам, называют девиантным (отклоняющимся). Оно включает такие проявления, как агрессия, вандализм (разрушение или повреждение материальных ценностей), пристрастие к алкоголю или наркотикам.

Социальные отношения ребенка — Агрессивность

Преувеличенные, очень тщательно проработанные кисти рук говорят о высокой, но недостаточно удовлетворенной потребности в общении. Большой кулак — признак агрессивности, являющейся нередким ответом на неудачно складывающиеся контакты со сверстниками.

Уменьшенный размер головы и подчеркнутые признаки силы и мужественности (очень широкие плечи, мощные руки, борода, специфическая одежда) также коррелируют с повышенной агрессивностью. Они говорят о значимости физической силы, мужественности. Кроме того, это признак высокой значимости сексуальной сферы, что естественно для начала подросткового возраста.

Некоторая чрезмерность, утрированность мужественности изображенного персонажа может свидетельствовать о том, что сам мальчик не уверен в своем соответствии этим идеалам

Рисунок расположен в верхней половине листа. Возможно, это отражает такую форму компенсаторного поведения, как демонстрация сверхвысокой самооценки, не соответствующей реальному самоощущению
Расположение рисунка в верхней части листа интерпретируется также как показатель стремления к высоким достижениям.

Одной из ярко выраженных психологических особенностей является высокая ригидность, которая проявляется в особо высокой детализированности изображения, повторении одинаковых мелких деталей (шнуровка на ботинках), сильном и достаточно равномерном нажиме на карандаш, подчеркнутой тщательности и аккуратности рисунка. Степень выраженности этих признаков позволяет предположить наличие эпилептоидной акцентуации характера.

Выразительный признак агрессивности, особенно характерный для мальчиков дошкольного и младшего школьного возраста, — это изображение оружия.

Отсутствие черт лица в сочетании с выраженным нарушением пропорций и агрессивностью позволяют говорить об асоциальности или, по крайней мере, о недостаточной социализированности мальчика.

Сильно преувеличенный размер ступней — признак потребности в опоре, ощущения ненадежности своего положения в мире. Это ощущение, по-видимому, связано с низкой социализированностъю

Палка или дубинка в руке персонажа — такой же признак агрессивности, как и оружие. Так же интерпретируются режущие или рубящие орудия (нож, топор, пила). Из других часто встречающихся признаков агрессивности следует отметить изображение поднятой руки с большой ладонью, даже если автор рисунка объясняет, что изобразил жест приветствия

Изображение зубов, обнаженных в улыбке или оскаленных, служит признаком склонности к вербальной агрессии. Она проявляется в том, что человек часто кричит, ругается, грубит или, при хорошей социализации, просто чрезмерно любит делать окружающим замечания

Социальные отношения ребенка — Негативизм

Человек, нарисованный со спины, часто сигнализирует о негативизме, т. е. стремлении противодействовать требованиям окружающих. Негативизм наиболее характерен для подросткового возраста

Мужественная фигура с квадратными плечами свидетельствует о высокой значимости маскулинных (мужских) ценностей и, возможно, о сомнениях в своем соответствии образу «настоящего мужчины».

На протяжении подросткового возраста потребность в общении существенно повышается. Поэтому проблемы в этой сфере становятся все более эмоционально значимыми и травматичными.

Негативизм может выражаться посредством изображения персонажа не только со спины, но и в профиль

О негативизме может говорить и то, что первоначально ребенок не хочет выполнять задание, утверждая, что оно ему не интересно.

Социальные отношений ребенка — Асоциальность

В рисунке человека асоциальность проявляется, прежде всего, в не владении общепринятыми стандартами изображения.

Если рисунок очень беден деталями, асимметричен, увеличенного размера, неудачно расположен: голова не поместилась на листе. Вместе с тем, острые выступы в нижней части туловища свидетельствует о нарушении стандартной схемы тела, которое не может быть объяснено одной лишь импульсивностью. Это признак не владения принятыми нормами изображения, часто встречающегося при асоциальности.

Социальные отношения детей — Антисоциальность

Общее неблагоприятное впечатление от рисунка усиливается грубым нарушением пропорций, смещением частей лица, угловатостью и асимметрией плеч. Подобные искажения свидетельствуют о ярко выраженном психологическом неблагополучии и возможной антисоциальности.

Угловатость фигуры и искажение форм встречаются также при шизоидной акцентуации характера или шизоидной психопатии, как следствие неконформности представлений, т. е. их несоответствия общепринятым стандартам. Однако обычным следствием этих отклонений является не антисоциальность, а только асоциальность

При антисоциальных тенденциях нередки изображения пьяницы, наркомана, преступника. Интерпретация остается такой же и в том случае, когда автор рисунка сопровождает его комментариями, осуждающими подобное поведение своего героя. Это только добавляет к портрету обследуемого новую характеристику: стремление скрыть свои антисоциальные установки.

Так же трактуется и изображение милиционера, полицейского или другого представителя власти, о котором сообщается, что его работа состоит в борьбе с преступниками. Вообще любое упоминание антиобщественного поведения служит признаком антисоциальных тенденций, вне зависимости от оценок, которые дает этому поведению обследуемый.

Далее, мы рассмотрим определение по детскому рисунку человека сексуальную сферу развития ребенка

Задать один бесплатный вопрос психоаналитику

Услуги психолога, психоаналитика онлайн — Skype, ICQ, E-mail, Телефон

Психологическая консультация онлайн E-mail (скриботерапия)

Смотрите также:

Рисуночные тесты для детей и взрослых

Психология детского рисунка и умственное развитие ребенка

Детский рисунок человека: эмоциональные проблемы ребенка

Рисунок человека: интровертность, экстравертность, демонстративность, отстраненность

Психическая патология по детскому рисунку человека

Психологические рисуночные тесты

Страничка для родителей и воспитателей

В разделе психодиагностика и тестирование Вы найдете нужные психологические тесты детям и взрослым

Вся психологическая информация кабинета в СОДЕРЖАНИИ: